Найти в Дзене
SELFD3V

Настольная книга аналитика

Оглавление

Обзор на обстоятельный труд по бизнес-анализу

Интересуетесь бизнес-анализом в ИТ? Приглашаю Вас ознакомиться с моей книгой "Профессия "бизнес-аналитик". Краткое пособие для начинающих" , которая вышла в издательстве "Олимп-Бизнес": https://taplink.cc/vdm_mrnv .

В предыдущих статьях на тему аналитики мы неоднократно отмечали, насколько широко сегодня трактуется термин "бизнес-анализ". В разных организациях бизнес-аналитики решают разные задачи. Эти задачи могут касаться финансовых и организационных вопросов, автоматизации процессов, общего контроля за изменениями и т.д.

Важное и широко распространённое направление работ в бизнес-анализе - аналитика бизнес-процессов и организационной структуры компании. Этому направлению и посвящена книга Сергея и Валерия Ковалевых "Настольная книга аналитика".

Об авторах

Сергей и Валерий Ковалевы - консультанты и бизнес-тренеры в области организационного проектирования, процессного и стратегического управления. Сергей и Валерий - авторы публикаций и семинаров-практикумов по бизнес-инжинирингу и организационному проектированию. Опыт работы каждого из авторов - более 20 лет.

О чём книга

Основное внимание авторов книги сосредоточено на таких понятиях как "стратегическая цель", "организационная структура" и "бизнес-процесс". При этом предлагается рассматривать перечисленные понятия не по отдельности, а в совокупности: с учётом их взаимного влияния друг на друга.

Ключевой тезис книги

Ключевой тезис книги звучит так:

Сначала - стратегия и процессы, затем - организационная структура

По словам авторов, распространённая ошибка российских компаний состоит в том, что в стремлении оптимизировать деятельность они начинают с пересмотра организационной структуры. Тем самым компании упускают 2 важных этапа: формирование стратегии и разработка бизнес-процессов.

-2

Этап "Стратегия"

Этап "Стратегия" предполагает, что компания ответит на следующие вопросы:

  1. Кто её целевой потребитель?
  2. Какие потребности удовлетворяет компания?
  3. Какие продукты или услуги предоставляет компания?
  4. Каких стратегических целей компания стремится достичь? Рост прибыли? Увеличение лояльности клиентов? Эффективность персонала?

Понятие "Стратегическая цель" встречается в книге неоднократно, в т.ч. в связке с ключевыми показателями бизнес-процессов.

После того, как стратегия компании сформулирована и цели определены, предстоит ответить на вопрос о том, как достичь поставленных целей. Здесь мы переходим к этапу "Бизнес-процессы".

Этап "Бизнес-процессы"

Ключевые вопросы этапа "Бизнес-процессы" следующие:

  1. Что нужно делать для производства продуктов или оказания услуг?
  2. Что нужно делать для достижения стратегических целей?
  3. Каким образом и в каком объёме нужно выполнять соответствующие работы?

Этап "Бизнес-процессы" связан со сбором информации, описанием процессов "как есть" и "как должно быть", анализом показателей процессов и их последующей оптимизацией. Соответствующие инструменты описания, анализа и оптимизации процессов подробно рассмотрены в книге.

Кстати, авторы отмечают, что чем масштабнее предполагаемые изменения в процессе, тем меньше потребность в детальном описании процессов "как есть". Впрочем, это не означает, что описывать бизнес-процессы "как есть" не нужно вовсе.

В книге приведено описание 7 нотаций бизнес-моделирования, включая популярные IDEF0, EPC и BPMN.

В главах, посвящённых бизнес-процессам, рассмотрены такие базовые вопросы как:

  1. Выделение сквозных бизнес-процессов и их количество;
  2. Правила наименования процессов;
  3. Критерии выбора бизнес-процессов для оптимизации;
  4. Показатели организационной фрагментарности процессов и др.

Этап "Организационная структура"

Лишь после того, как этапы "Стратегия" и "Бизнес-процессы" пройдены, можно приступать к проектированию новой организационной структуры. Если сразу начать с этапа "Организационная структура", вероятность его успешного завершения невелика. В этом случае компания будет решать не до конца сформулированную задачу, не понимания глубинных причин возникающих трудностей.

Ключевые вопросы этапа "Организационная структура"

  1. Кто всё это будет делать?
  2. Кто за это будет отвечать?
  3. Кто кому должен подчиняться?
  4. Кто, как и с кем должен взаимодействовать?

Отмечу, что перечисленные вопросы - главные и наиболее принципиальные при оптимизации деятельности любой организации.

Анализу и оптимизации организационной структуры компании в книге посвящено несколько глав. В т.ч. рассмотрены:

  1. Преимущества и недостатки разных типов организационных структур;
  2. Способы определения ключевых показателей эффективности (KPI);
  3. Методы оптимизации взаимодействий в организационной структуре и т.д.

Подводим итоги

"Настольная книга аналитика" - труд обстоятельный: 360 страниц, более 200 иллюстраций, схем и таблиц. В книге приведено 76 практических примеров, иллюстрирующих практику управления бизнес-процессами и организационной структурой.

-3

Отмечу качество печати - хорошая бумага, цветные иллюстрации, аккуратное оформление. Книгу приятно держать в руках. Правда клеевое бесшвейное скрепление начало расклеилось спустя пару месяцев. Впрочем, листы из книги пока не выпадают.

Стиль повествования деловой, иногда излишне канцелярский. Фразы типа "В настоящее время, в условиях динамично меняющейся конкурентной среды" навевают воспоминания о написании курсовых работ в университете :) Впрочем, к этому быстро привыкаешь. Да и на качестве материалов стиль повествования не сказывается.

С точки зрения программных продуктов для бизнес-аналитиков акцент сделан на платформе 1С. Это логично, учитывая, что книга издана компанией "1С-Паблишинг".

Порой текст в таблицах и сопроводительный текст полностью идентичны. Но это, пожалуй, даже плюс: информация лучше усваивается по ходу прочтения.

Подводя итог отмечу, что своё название книга оправдывает. Так или иначе, "Настольная книга аналитика" охватывает большинство задач, с которыми предстоит столкнуться аналитику бизнес-процессов.

Особенно полезна книга будет сотрудникам крупных организаций: банков, заводов, ИТ-компаний. Если Ваша работа связана с описанием и оптимизацией бизнес-процессов и организационных структур, "Настольная книга аналитика" - must have. Уверен, что и начинающие и опытные аналитики найдут в книге что-то полезное.