Найти тему

Можно ли в России получить два пожизненных? А больше? Как маньяки хайпуют на своих преступлениях

Удивительная вещь - уголовно-процессуальная система. В России по всем законам есть возможность получить только один пожизненный срок. Но недавно увидел из новостей про “Ангарского маньяка”, что ему дали уже два пожизненных и на днях прибавили еще 10 лет. Что это за сложности? Давайте разберем.

Конечно, звучит мощно. Убийца, которому назначили такое наказание, обречен попасть в учебники по криминалистике. Но по факту, это обыкновенная формальность, которая, как мне кажется, применима в США или других европейских странах, но никак не у нас.

Вы наверняка слышали, что кому-то в штатах назначили 50 пожизненных сроков. Но жизнь-то одна! Тут есть объяснение, смотрите: любой преступник в США имеет право на досрочное освобождение, если докажет, что действительно исправился и “стал хорошим”. Вы сто раз видели в голливудских фильмах, как какая-нибудь комиссия изучает характеристики осужденного, его положительные заслуги в тюрьме и принимает такое решение - выпустить. Но, есть один момент, отсидеть по сроку нужно не менее 80% срока. И вот как раз для этого суды назначают опасным преступникам, насильникам, убийцам, маньякам и педофилам нереальные наказания - 2000 лет в колонии или что-то такое. Чтобы уже точно он никогда не смог выйти. Не должен он быть в социуме.

У нас все проще и не без огрехов.

Я не знаю ни одного случая, когда человек с пожизненным лишением свободы мог добиться пересмотра приговора, выхода по УДО или смягчения наказания. И не нужно. Но. Возьмем ситуацию со “Скопинским маньяком”: наверное, его казуистика спасла от пожизненного гниения на нарах. Он же не расправился с жертвами, они остались живы, дали показания, где даже как-то охарактеризовали его не в самом мрачном свете. Нет трупов. В итоге всего 17 лет, да выходи за ворота, твоя совесть чиста. Да так ли это?

Как мне кажется, подходы к процедуре отбытия наказания таких “личностей” и особенно их сосуществование в социуме после освобождения должно контролироваться четче. Иными словами, чтобы “жизнь медом не казалась” и была не лучше, чем пожизненный срок. Увы, в случае с маньяком из Скопина, мы видим все наоборот, все наперекосяк. Мало того, что человек свободно передвигается по городу, где два десятка лет назад поверг всех в ужас, так он еще и дает интервью, как селебрити, а эти беседы выходят на международный уровень (интервью Мохова, по слухам, купил всемирный стриминговый сервис “Нетфликс”). Странно?

Возможно, глядя на такой феномен - насильник-педофил стал звездой - даже “Ангарскому” маньяку стало скучно, неинтересно жить в забвении. Так он высказался о новых эпизодах в совершенных преступлениях и привлек чуточку внимания. Надеюсь, это лишь мои домыслы. Не хотелось бы, чтобы такой тренд стал нормой. Но, скорее всего, все банальнее: кому-то его заявления явно были на руку, ведь это хорошие показатели по статистике, закрытые старые преступления. Плюс в карму.

Мое мнение, что пожизненно назначенные сроки - это максимальная мера наказания и уже зарекомендовавшая себя, так что менять ничего не надо. У нас “пожизненник” - это окончательно и бесповоротно. И это правильно, такое суровое наказание не дается просто так, что понятно всем. Каждый случай - резонансный.