Картина «Запорожцы, сочиняющие письмо турецкому султану» известна если не во всем мире, то по крайней мере во многих его уголках. Но что сподвигло Илью Репина на ее создание? К тому же есть более поздние произведения того же художника, также посвященные украинским казакам, - «Черноморская вольница» и «Гопак». Дело в том, что художник до конца жизни не забывал о своей малой родине.
Илья Репин родился в Чугуеве, недалеко от Харькова в 1844 году в семье рядового военного поселенца Ефима Васильевича Репина и его жены Татьяны Степановны. В 19 лет он уехал в Санкт-Петербург, мечтая поступить в Академию художеств. В более поздних воспоминаниях «Далекое близкое» художник подробно рассказал о своем детстве и молодости.
Составить их ему помог сосед по даче в финской деревушке Куоккале под Питером (ныне поселок Репино) Корней Иванович Чуковский (сам родом из Одессы), также написавший предисловие. Репин признавал, что в своих «словесных писаниях» он находился под сильным влиянием выходца с Полтавщины - Гоголя.
Из книги «Далекое близкое» стало известно, что картины чугуевских живописцев произвели на юного Репина столь сильное впечатление, что он до старости любил их вспоминать. В советское время в Чугуеве были найдены картины местных художников, переданные известному ученому И. Грабарю для изучения. Они заняли почетное место в гостиной дома-музея «Пенаты» в Репино, где именитый мастер жил последние 30 лет своей жизни. (Например, двойной портрет майора Куприянова с женой авторства И.Н. Шаманова и портрет супругов Нечитайловых кисти Л.И. Персанова).
В книге «Далекое близкое» Репин отдавал должное И.Н. Шаманову, но учиться пошел к И.М. Бунакову, потому что у него учился Л.И. Персанов, которого Репин называл «Рафаелем Чугуева». Сохранилась акварель «Бандурист», выполненная юным Ильей под впечатлением картины чугуевского живописца Я. Логвинова. Также известен этюд к картине «Возвращение в отчий дом» (1876-77 годы), где изображен дом Репиных в Чугуеве.
Работа над «Запорожцами» заняла много лет. Еще в 1878 году автор начал собирать небольшую коллекцию предметов быта, одежды и оружия казаков. Он изучал различные материалы из собраний Киева и Екатеринослава (Днепра), и активно пользовался помощью ученого-историка Д.И. Яворницкого, которого изобразил среди «Запорожцев» в образе писаря.
Репин несколько раз путешествовал по местам Запорожской сечи (например, вместе со своим учеником Валентином Серовым ездил на остров Хортица) и сделал массу зарисовок, попавших в частные коллекции, например, в собрание В.В. Тарновского в Качановке (сам он изображен в виде запорожца в черной папахе). Все герои картины были написаны мастером с реальных людей – его современников.
Чуковский писал: «Вообще он так глубоко изучал материал для каждой своей картины, что иные из этих картин поистине можно назвать «университетами Репина». после того, например, как он написал «Запорожцев», на всю жизнь сохранились у него самые подробные сведения о повседневном быте украинской Сечи и величайший авторитет в этой области профессор Д.И. эварницкий не раз утверждал, что за время писания своих «Запорожцев» репин приобрел столько знаний о истории украинского «лыцарства», что он, эварницкий, уже ничего нового не может ему сообщить».
В результате огромной предварительной работы у Репина скопились десятки альбомов с набросками типов запорожцев, их оружия, одежды, утвари. Художник очень ценил эти рисунки, редко показывал и не продавал, но после его смерти почти все альбомы были распроданы за рубеж.
Дочь Вера вспоминала, как во время работы над «Запорожцами» они играли, нарядившись в украинские костюмы: отец был Тарасом Бульбой, Вера – Остапом, а ее сестра Надя – Андрием: «Моему маленькому брату Юре выбрили голову и оставили чуб, на круглой голове его сначала висел маленький, а затем вился длинный «оселедец», который он заматывал за ухо. И костюм ему сшили: желтый жупан с откидными рукавами, когда крестный его Мурашко привез ему малороссийскую рубашку и шаровары. Жупан ему дали заносить, чтобы походил больше на настоящий». Сохранился этюд мальчика с чубом, который Репин, видимо, хотел использовать в картине.
В музее-усадьбе «Пенаты» и сейчас есть небольшая коллекция: несколько плахт – верхних юбок в народной украинской женской одежде, кривая турецкая сабля, фитильное турецкое ружье, кожаная фляга для вина, пороховница, любимый музыкальный инструмент запорожцев – торбан, который художник ошибочно называл бандурой. Под его аккомпанемент в усадьбе пели старинные украинские песни и «думки». В экспозиции музея есть даже «кобеняк с з видлогою» - казацкая верхняя одежда из белого домотканого сукна.
Интересная история связана с небольшим круглым барельефом из обожженной глины работы украинского мастера Василия Поросного из гончарного местечка Опошня. Репин писал про него незадолго до смерти в письме к Д.И. Яворницкому: «Еще один мой приятель привез мне из Полтавы, где он на ярмарке купил скульптурную копию с известной моей картины, природного украинца с моих «Запорожцев». – этот украинец не рабски копировал з москаля: вин тильки взглянув орлиным оком, где-нибудь, на мою картину и, зразу побачив, що «москаль» не все встрапив в козацкой ухватки. Украинец, оце, тут же и поправив… И я всякий раз «дивлюсь» на цюю скульптуру с любовью и умилением: каждый тип моей картины – ридный украинец, с глубоким знанием предмета, поправил все мои недочеты и нехватки в характерах…».
Мастер также старался помогать своим землякам. Так, харьковчанин А.М. Комашка прожил три года в «Пенатах». Он написал письмо Репину о своем желании стать художником, и тот пригласил его к себе. Комашка читал вслух постаревшему мэтру «Илиаду» и «Одиссею». Также в Куоккале Репин в числе прочих создал картины «Черноморская вольница», «Гоголь, сжигающий второй том «Мертвых душ» и «Гопак». При работе он вновь писал с натуры подлинные вещи запорожских казаков.
«Черноморская вольница» изображает запорожцев после очередного набега на турецкие берега. Художник работал над этим произведением около семи лет, закончив его в 1908 году. В 1909 году оно было оказано на 37-й передвижной выставке. Однако после ряда негативных отзывов автор значительно переписал картину, изменив многие типы казаков, положение фигур и композицию.
Чуковский писал по этому поводу: «Если на каком-либо холсте, скажем, восемь фигур, то, в самом деле, их восемьдесят или восемь раз восемьдесят». В 1919 году «Черноморская вольница» и этюды к ней (для нее позировал даже Чуковский) были проданы Репиным художнику-любителю В.Ф. Леви и сейчас находятся за рубежом. В «Пенатах» сохранился один этюд к ней – «Молящийся запорожец».
С «Черноморской вольницей» связана забавная история. Репин, на даче которого бывали Шаляпин, Есенин, Бунин, Куприн и прочие именитые гости, захотел написать портрет Маяковского с «вдохновенными волосами». Но вышел конфуз, который описал также Чуковский: «Не желая, чтобы на репинском портрете его чертам было придано ненавистное ему выражение «не от мира сего», Маяковский по дороге к Репину на сеанс зашел в парикмахерскую и наголо обрил себе голову. Репин, увидав бритоголового Маяковского, был так огорчен, что отложил в сторону большой холст, приготовленный для портрета, и написал с него только небольшой этюд». Он использовался при работе над картиной «Черноморская вольница», а в 1930 году художник отравил его в Нью-Йорк для продажи. Местонахождение этюда сейчас неизвестно.
Работу над «Гопаком» Репин начал в 1926 году. Он так описывал сюжет картины: «В веселый, теплый день казаки высыпали на берег Днепра и, радуясь своему здоровью и окружающей их природе, веселятся». Автор писал Яворницкому: «под большим секретом признаюсь Вам, что я опять взялся за Запорожье! Ну, разумеется, опять пошла в ход вся Украина. С какой радостью и каким-то родственным трепетом сердца, с жадностью я перечитываю все, что нашлось».
Интересно, что у Репина была копия знамени запорожцев, сделанная Д.И. Яворницким, но она затерялась. Художник в 1904 году попросил сына Юру скопировать его (знамя находилось в коллекции эрмитажа) – запорожская «чайка» с фигурами на малиновом фоне. Копия и пригодилась при создании картины «Гопак». В 1929 году автор писал Яворницкому: «Теперь на досуге и внимательном изучении этой совершенно точной копии я вижу, что все это портреты с натуры. И каждое лицо представляет для меня оригинал – казака-запорожца…».
В 1927 году в своем письме тому же адресату художник, чей возраст уже перевалил за 80 лет, сообщал: «Недели три я очень плохо себя чувствовал, но все же, опираясь то на шкапы, то на стены, все же не бросал Сечи – подползал и отползал. Но кончить уже не смогу. А жаль... Картина выходит красивая, веселая». Над «Гопаком» мастер работал еще весной 1930 года, совсем незадолго до своей кончины. Однако в одном из последних писем к землякам-украинцам Репин признался, что, несмотря на страстное желание побывать на Украине, в родных местах, судьба сулила ему найти могилу в парке «Пенатов».
В заметке использованы данные из путеводителя «Пенаты. Музей-усадьба И.Е. Репина», М.А. Карпенко, Е.В. Кириллина, Е.Г. Левенфиш, И.И. Прибульская, 2020, Санкт-Петербург, издательский центр «Остров».
Также на канале:
Неизвестное о Венеции. История о том, как Врубеля работа из Киева до Венеции довела
Тайна Черной Могилы в Чернигове
Кто живет на даче Винтера? (Кооператив «Озеро» - современная версия)
Кто живет на даче Хрущева на Воробьевых горах?
Звери задрожали, в обморок упали: о чем эта вроде бы детская сказка?
Тайна Черной Могилы в Чернигове
Как белорусский еврей украсил один из лучших соборов Франции
Малоизвестные факты о Зимней войне – нации и национализм (украинцы)
Художник, воспевавший женщин и славян
Музей-усадьба "Абрамцево" и русский модерн