Найти в Дзене
История войн и оружия

Советские танковые силы на южном фасе Курского выступа в 1943 г.

Т-70.
Т-70.

Армировать оборону стрелковых соединений должны были танки непосредственной поддержки пехоты, для нанесения контрударов или советского наступления придавались крупные танковые соединения и объединения.

Согласно плану Ставки каждый из оборонявшихся фронтов получил по танковой армии и два отдельных танковых корпуса. На Воронежском фронте в первом эшелоне танковых войск находились танковые полки, бригады и самоходно-артиллерийские полки (сап), они подчинялись заместителю командующего общевойсковыми армиями по бронетанковым и механизированным войскам.

На главной оборонительной полосе в часть бронетехники передали в качестве подвижного резерва командирам дивизий первого эшелона, одновременно они могли использоваться в противотанковых опорных пунктах.

В 7-й гвардейской армии было три полка, в том числе один тяжелый, две бригады и два самоходно-артиллерийских полка (один тяжелый).

В качестве мощного танкового резерва у армии был 2-й гвардейский Тацинский танковый корпус.

В полосе 6-й гвардейской армии было два танковых полка, одна бригада и один сап, этой техники должно было хватить на один-два дня боев. Также предполагалось выдвинуть 1-ю танковую армию и 5-й гвардейский Сталинградский танковый корпус.

Оба корпуса и танковая армия находились во втором эшелоне (32 -50 км от переднего края) и подчинялись командующему фронтом, с его помощью советское командование надеялось изменить ход оборонительного сражения в свою пользу.

Как же пополнялись танковые силы на южном фасе Курской дуги?

На 27 марта на Воронежском фронте было 5 отдельных танковых бригад, 5 отдельных танковых полков, в том числе один тяжелый, 2 отдельных танковых корпуса и одна танковая армия двухкорпусного состава, а также три дивизиона бронепоездов.

На то время значительная часть техники нуждалась в ремонте, даже те, которые находились в строю. В безвозвратных потерях на 7 апреля было 126 танков.

На 9 апреля фронт должен был иметь по штату 618 танков, в строю было 45 % - 276 боевых машин, или 56 % от фактически имевшихся. 44 были в пути, 157 в ремонте. Больше всего ремонтировалось техники в 5-м гвардейском Сталинградском танковом корпусе - 37 машин, в 40-й армии - 37 и 2-й гвардейском Тацинском танковом корпусе - 22. Причем последний имел большой некомплект, чем другие танковые корпуса.

У танков в основном подлежали ремонту моторы, потому что значительная часть на территории занятой врагом, уйти удалось только тем танкам, которые двигались самостоятельно. И только небольшую часть удалось эвакуировать на буксире.

Для текущего и среднего ремонта техники фронт имел достаточные мощности. В его составе был полевой танкоремонтный завод, 6 передвижных танкоремонтных баз, 2 отдельных ремонтно-восстановительных батальона (один армейский) и один ремонтный батальон для восстановления моторов В-2.

Все эти подразделения должны были за месяц чинить 338 Т-34, при наличии достаточного количества запасных частей и агрегатов. С момента завершения боев и до 7 апреля удалось ввести в строй 57 танков.

Руководство фронта имея в виду дальнейшее увеличение численности бронетанковых войск, приняло меры по развертыванию дополнительных мощностей.

Т-34-76.
Т-34-76.

Не хватало запчастей для ремонтов, также был усложнено восстановление моторов В-2, рембат № 96 мог отремонтировать только 30 дизелей в месяц. А двигатели большинства машин эксплуатировались в зимнее время и требовали восстановления или замены. Моторы сами были низкого качества, из-за того что заводы спешно перебросили на Восток. Хотя предприятия давали гарантию на мотор 1 000 км пробега, в обычных танках, эта цифра существенно снижалась. Двигатель Т-34 ходил до капитального ремонта не больше 200 км. На заводах пытались довести ресурс дизеля до 100 часов, но в реальности он не превышал 60.

В середине мая руководство Воронежского фронта по согласованию с Управлением ремонта танков в Главном автобронетанковом управлении РККА потребовало от командования бронетанковых и механизированных войск фронта создать оборотный фонд моторов численностью 200 штук, причем 109 получить в ГАБТУ.

Но к началу боевых действий вопрос не был решен. На 23 июня было получено 6 моторов ГАЗ-203 и 15 % запчастей. Войска имели 1 800 танков, из них 113 машин имеют запас хода по моточасам на пределе. Помимо этого в период боев нужно было иметь не меньше 200 моторов.

К тому времени Воронежский фронт не получил из ремонта в оборотный фонд 129 двигателей В-2, ГАЗ-203 и ГАЗ-202.

До середины апреля танковые потери Воронежского фронта были полностью восстановлены, а к середине мая штатная численность почти всех частей и соединений была доведена до нормы, но уровень изношенности, в первую очередь двигателей, оставался высок.

С 1 по 15 апреля было получено 219 танков. 108 единиц передали во 2-й гвардейский Тацинский танковый корпус, в основном это были Т-70, Т-34, но были и Мк-2 "Матильда" и Мк-3 "Валентайн".

Фронт активно собирал и восстанавливал брошенные танки, которые оставили наши части зимой и в начале весны. Их число было не очень большим, да и они требовали заводского ремонта. После возвращения машин с заводов они возвращались в состав армий. Эвакуировали и разобранные танки, от которых остался один бронекорпус.

В 1-й танковой армии генерала Катукова, к 27 июня ввели в строй 15 Т-34 и 3 Т-70.

В то же время стали поступать маршевые роты для доукомплектования личным составом танковых частей и соединений. С 1 по 15 апреля прибыли 6 432 человека, они в основном пополнили отдельные танковые корпуса: 5-й гвардейский Сталинградский, 2-й гвардейский Тацинский и две отдельные танковые бригады. К сожалению, качество техники и уровень подготовки поступившего личного состава оставляли желать лучшего.

Генерал Радкевич командующий БТ и МВ Воронежского фронта так оценивал пополнение и танки поступившие во 2-й гвардейский Тацинский танковый корпус.

Красноармейцы и командиры пополнения "в большинстве своем в боях не участвовали и не имеют опыта в работе".

У танков имеется ряд производственных дефектов: "выход из строя масломанометров, проворачивание пальцев рожков ведущих колес, частичное отслаивание резины на поддерживающих катках, плохая регулировка агрегатов и ходовой части. Все эти производственные недостатки в танках могут привести к массовому выходу их из строя".

В апреле помимо восстановления боеспособности танковых войск фронта, шла интенсивная учеба личного состава.

Танкисты учились водить танки по ровной и пересеченной местности, а также по местности с противотанковыми препятствиями. Отрабатывалось наступление, марш и встречный бой.

На 1 мая 2-й гвардейский Тацинский танковый корпус генерал-майора Баданова получил 98 Т-34 и 70 Т-70, личного состава 2 246 человек.

В конце мая завершился процесс формирования бронетанковых войск фронта. Фронт получил дополнительно несколько боевых частей и ремонтных подразделений. Полки, бригады, корпуса довели до штата, а также полностью завершили процесс усиления общевойсковых армий бронетанковой техникой. Усиливали в основном за счет самоходной артиллерии. В 6-ю гвардейскую армию поступил 1440-й сап с 9 СУ-76 и 12 СУ-122. 7-я гвардейская армия получила два полка САУ (1438-й и 1529-й, последний с 12 САУ-152 и 1 штабным КВ). В армию вернули 201-я танковую бригаду с Мк-2 - 11 и Мк-3 - 23.

В распоряжении БТ и МВ фронта была еще противотанковая артчасть 1689-й иптап с трофейными самоходками "Мардер-3" с 75-мм противотанковыми пушками Pak 40/3. 5 июля он занял оборонительные позиции с 11 немецкими самоходками с батареей 76-мм пушек ЗИС-3 обр. 1942 г.

Красноармейцы рассматривают немецкую самоходку "Мардер-3".
Красноармейцы рассматривают немецкую самоходку "Мардер-3".

В конце марта в состав фронта прибыла 1-я танковая армия генерал-лейтенанта Катукова. Они имела 6-й и 3-й механизированные корпуса Гетмана и Кривошеина.

25 мая 1943 г. с разрешения Ставки ВГК в ее составе стали формировать 31-й танковый корпус Черниенко. В составе 38-й армии формировались 202-й и 203-й отдельные танковые полки на КВ. Это было последним изменением в танковых войсках фронта перед летними боями.

К БТ и МВ фронта тогда относились только отдельные танковые корпуса, бригады и полки. 1-я танковая армия же подчинялась напрямую командующему фронтов. Неотработанной была система подчинения самоходных артполков, они и были в танковых войсках и одновременно считались артиллерийским средством, по ним отчитывалось управление командующего артиллерией фронта и армий.

Обучался личный состав танковых войск фронта в 14-м отдельном учебном танковом полку, кроме того сформировали резерв танков, шоферов и механиков-водителей.

Вплоть до начала наступление командование БТ и МВ фронта продолжали обучать личный состав, завершали формирование и укомплектование 31-го танкового корпуса, 202-го и 203-го отдельных танковых полков. Разрабатывали несколько вариантов плана действий в ходе оборонительной операции и отрабатывали его с личным составом на местности. Готовили также и ремонтно-восстановительные службы.

Мотострелки и солдаты подразделений ПТР отрабатывали взаимодействие в оборонительном бою с танковыми подразделениями. Пехоту "обкатывали" танками, тренировали наводчиков истребительно-противотанковых и артиллерийских полков.

Механиков-водителей учили вести танк в условиях реального боя, а также делать короткие остановки для ведения огня.

Проводилось много командно-штабных учений, игр в масштабах бригады и корпуса. Отрабатывались вопросы штабной работы и практические действия на полевых учениях.

Проблемой была и теория применения танковых войск, командование танковых корпусов, армий и само руководство БТ и МВ Воронежского фронта не понимало, как организовать бой корпуса с частями усиления.

Для выработки единой позиции проводились командно-штабные учения 1-й танковой армии и танковых корпусов.

Тут выявилась еще одна проблема общая профессиональная подготовка и штабная культура была на низком уровне. Возникали проблемы с составлением боевых документов, организацией связи, сбором информации и изложением оперативной обстановки командиру.

3 июля 1943 г. постройка оборонительных рубежей и боевая учеба были прекращены в связи с ожидавшимся через 3 - 4 дня наступлением противника. Весь личный состав привели в полную боевую готовность и начали выводить в главную полосу все подразделения, которые находились на учебе.

В БТ и МВ фронта находились 3 дивизиона бронепоездов, 4 самоходных артполка, 8 отдельных танковых полков непосредственной поддержки пехоты (в том числе отдельный тяжелый полк прорыва), 6 отдельных танковых бригад, 2 отдельных танковых корпуса и одна танковая армия в составе трех корпусов.

В составе войск было по списку 1 861 танк, в том числе 1 161 Т-34, 365 Т-70, 60 Т-60, 51 КВ, 75 М3с, 58 М3л, 42 Мк-4 "Черчилль", 31 Мк-3 и 18 Мк-2. Всего в строю на 4 июля находилось 1 819 боевых машин всех марок. В трех самоходно-артиллерийских полках находилось 54 САУ, без учета трофейных "Мардеров" из 1689-го иптап (сап) было 18 СУ-76, 24 СУ-122М и СУ-152.

Спасибо за прочтение.

Источник: Замулин Курский излом.

***

Установите приложение БургерКинг, используйте при регистрации промокод ZHP15K, зарегистрируйтесь в программе лояльности, сделайте заказ на сумму от 699 руб. и получите 400 корон на еду в БургерКинг. Также можно получить еще короны заказав "Вынос на парковку", есть кэшбэк 10 % на карты "Мир" до 10.07.21 и возможность копить бонусы "Спасибо" от Сбера.

***