Найти тему
Русская провинция

Индустриализация СССР. И при чём здесь архитектор Форда и Сталина

Оглавление

Справочно:

Дипломатические отношения между СССР и США были установлены только 16 ноября 1933 года.

Советскому Союзу необходима была индустриализация. Правительство понимало, что своими силами страна не справится.

А как в условиях отсутствия дипотношений решать задачу создания современной промышленности?

Архитектор Форда и Сталина

Основатель знаменитого бюро Albert Kahn, Inc. в Детройте Альберт Кан прославился как «архитектор Форда».

Альберт Кан один из крупнейших промышленных архитекторов ХХ века. Непревзойденный специалист по проектированию современных заводов.

Советскому Союзу помог кризис. Объем заказов в компании Кана к концу 1928 года близился к нулю. Банкротство казалось неизбежным. Но случилось то, что случилось.

А именно, в апреле 1929 года в офис Кана вошел незнакомый человек, представившийся сотрудником фирмы «Амторг» — это формально частное акционерное предприятие в действительности являлось неофициальным торговым и дипломатическим представительством СССР в США.

Кану было предложено проектирование тракторного завода стоимостью 40 млн долларов. Речь шла о Сталинградском тракторном заводе. И в случае согласия были обещаны ещё заказы.

Для Кана в отсутствие дипотношений между СССР и США предложение выглядело весьма сомнительным. И если бы не биржевой крах в конце октября неизвестно, как сложилось бы сотрудничество. И сложилось бы вообще.

В феврале 1930 года между «Амторгом» и Albert Kahn, Inc. был подписан договор, согласно которому компания Кана становилась главным консультантом советского правительства по промышленному строительству и получала пакет заказов на строительство промышленных предприятий стоимостью 2 млрд долларов (около 250 млрд долларов в сегодняшних деньгах).

Советское правительство получило от Albert Kahn, Inc. программу промышленного строительства, известную в советской истории как «индустриализация в СССР».

Полный список строек первых пятилеток в нашей стране не публиковался никогда. Не поняла, почему это тайна до сих пор.

Компания Кана спроектировала для СССР по разным источникам 521 или 571 объект.

Это тракторные заводы в Сталинграде, Челябинске, Харькове; автомобильные заводы в Москве и Нижнем Новгороде; кузнечные цеха в Челябинске, Днепропетровске, Харькове, Коломне, Магнитогорске, Нижнем Тагиле, Сталинграде; станкостроительные заводы в Калуге, Новосибирске, Верхней Салде; литейные заводы в Челябинске, Днепропетровске, Харькове, Коломне, Магнитогорске, Сормове, Сталинграде; механические заводы и цеха в Челябинске, Подольске, Сталинграде, Свердловске; теплоэлектростанция в Якутске; прокатные станы в Новокузнецке, Магнитогорске, Нижнем Тагиле, Сормове; 1-й Государственный подшипниковый завод в Москве и многое другое.

Нужно понимать, что использовались типовые проекты с привязками к местности.

А Альберт Кан исполнял роль координатора между советским заказчиком и сотнями западных (поначалу преимущественно американских) компаний по поставке оборудования.

Все крупнейшие стройки СССР фактически стали всемирными.

Небольшой пример:

  • Технологический проект Нижегородского автозавода выполнила компания Форда;
  • Строительный — американская компания Austin.
  • Московский автозавод (АЗЛК) был построен в 1930 году тоже по образцу сборочных заводов Форда.
  • Строительство 1-го Государственного подшипникового завода в Москве (ГПЗ-1), который проектировала компания Кана, осуществлялось при техническом содействии итальянской фирмы RIV.

Сталинградский тракторный завод построен по проекту Кана в 1930 году:

Сооруженный в США, размонтированный, перевезенный и всего за шесть месяцев собранный под наблюдением американских инженеров, был оснащен оборудованием более чем 80 американских машиностроительных компаний и нескольких немецких фирм.

В Москве Кан открыл филиал своего бюро из Детройта. И работа закипела.

Филиал скромно назывался "Госпроектстрой" и возглавил его Мориц Кан, брат Альберта Кана. В филиале трудились 25 ведущих американских инженеров и около 2,5 тыс. советских сотрудников.

Это было самое большое по тем временам архитектурное бюро мира.

За неполных три года существования "Госпроектстроя" через него прошло более 4 тыс. советских архитекторов, инженеров и техников, изучивших американскую методику проектирования и строительства.

Кстати, в то же время в Москве работало Центральное бюро тяжелого машиностроения (ЦБТМ). Производственно-учебный филиал немецкой компании Demag.

Необходимо понимать, что Советский Союз платил огромные деньги за такое "сотрудничество".

Вскоре у советского правительства стала заканчиваться валюта, основным источником которой был экспорт зерна.

В августе 1930-го, когда подошло время выплатить американской фирме Caterpillar 3,5 млн долларов за оборудование для Челябинского и Харьковского тракторных, а также Ростовского и Саратовского комбайновых заводов, Сталин писал Молотову:

Микоян сообщает, что заготовки растут и каждый день вывозим хлеба 1–1,5 млн пудов. Я думаю, что этого мало. Надо поднять теперь же норму ежедневного вывоза до 3–4 млн пудов минимум. Иначе рискуем остаться без наших новых металлургических и машиностроительных (Автозавод, Челябзавод и пр.) заводов... Словом, нужно бешено форсировать вывоз хлеба.

СССР должен был выплатить за период с 1930-го по 1935 год американским фирмам 350 млн долларов (больше 40 млрд сегодняшних долларов) кредитов плюс проценты по ним примерно на такую же сумму из расчета 7% годовых.

Условия были абсолютно неприемлемыми.

25 августа 1931 года Сталин написал Кагановичу:

Ввиду валютных затруднений и неприемлемых условий кредита в Америке высказываюсь против каких бы то ни было новых заказов на Америку. Предлагаю воспретить дачу новых заказов на Америку, прервать всякие уже начатые переговоры о новых заказах и по возможности порвать уже заключенные договора о старых заказах с переносом заказов в Европу или на наши собственные заводы. Предлагаю не делать никаких исключений из этого правила ни для Магнитогорска и Кузнецстроя, ни для Харьковстроя, Днепростроя, АМО и Автостроя.

"Амторг" предложил Кану выплату в рублях. Последовал отказ.

Это стало концом сотрудничества.

Но Кан уже выполнил свою задачу: спроектировал и заложил сеть новых промышленных предприятий, а также сформировал заказы на технологическое оборудование, которые теперь могли быть переданы в любые фирмы.

И в 1932 году фирме Кана отказали в продлении контракта. Мориц Кан и его группа инженеров вернулись домой в Америку. Но тысячи американских инженеров и рабочих, приехавших по индивидуальным контрактам, продолжали работать.

Объекты, спроектированные Каном, продолжали строиться. В рамках пятилетнего договора о технической помощи с фирмой Curtiss-Wright (США) построен Пермский авиамоторный завод.

Это предприятие стало крупнейшим авиамоторным заводом в годы Великой Отечественной войны.

Всемирные стройки советской индустриализации

Уралмашзавод

Уральский машиностроительный завод по выпуску экскаваторов, дробилок, доменного и сталеплавильного оборудования, прокатных станов, гидравлических прессов и т. п. спроектирован в 1928 году.

Заявки на поставку оборудования для завода были направлены в 110 иностранных фирм.

Первую водяную скважину при закладке завода бурили немцы из фирмы Froelich-Kluepfel-Deilmann на немецком же оборудовании. У нас не было технологий бурения скважин диаметром 500 мм и глубиной 100 м.

Чугунолитейный цех оснастили оборудованием немецкой фирмы Krigar, а загрузка шихты осуществлялась кранами английской компании Sheppard. В сталелитейном цехе установили электропечи фирмы AEG, а также пескоструйные камеры и пилы Mars-Werke.

Крупнейший в Европе кузнечно-прессовый цех «Уралмаша» был оснащен двумя парогидравлическими прессами немецких фирм Hydraulik, Schlemann и Wagner.

Гордость завода — механический цех № 1, насчитывал 337 станков, из них 300 были закуплены за границей. В том числе и уникальный немецкий токарный станок, способный обрабатывать заготовки весом до 120 тонн.

Уральский завод тяжелого машиностроения (УЗТМ) был введен в эксплуатацию 15 июля 1933 года.

С 1928-го по 1941 год на «Уралмаше» работало 311 иностранных специалистов, из них 12 строителей, четыре руководителя подразделений завода, 46 конструкторов, 182 рабочих различных специальностей. Больше всего среди иностранных граждан было подданных Германии — 141 человек.

Днепрогэс

Его проектированием и строительством занималась американская инженерно-строительная фирма Cooper. Площадку под строительство готовила немецкая фирма Siemens, она же поставила электрогенераторы.

Турбины Днепрогэса (кроме одной, уже нашей копии) изготовила американская компания Newport News, которая сейчас называется Northrop Grumman и является крупнейшим американским производителем авианосцев и атомных подлодок.

Нарком внешней торговли Аркадий Розенгольц, выступая на XVII съезде ВКП(б) в 1934 году, сказал:

В качестве примера наиболее современного оборудования, какое мы закупали, можем привести водяные турбины, заказанные специально в США, установленные на Днепрогэсе, мощностью в 90 тыс. лошадиных сил каждая. Таких мощных турбин в Европе нет, а во всем мире они встречаются единицами.

Впрочем, все электростанции, сооружаемые в рамках знаменитого плана ГОЭЛРО, комплектовались импортным оборудованием.

Магнитка

В 1926 году утверждено место строительства нового металлургического завода — площадка у горы Магнитной.

В марте 1929 года главный инженер Магнитостроя Виталий Гассельблат выехал в составе группы советских специалистов в США для заключения договора между объединением «Востоксталь» и фирмой Arthur McKee из Кливленда на проектирование Магнитогорского металлургического комбината.

Прокатный цех завода проектировала немецкая компания Demag.

Американцы брали на себя следующие обязательства:

  • Подготовить строительный и технологический проекты с полным описанием и спецификацией оборудования, станков и механизмов;
  • Передать советскому заказчику свой производственный опыт (патенты, ноу-хау и проч.);
  • Прислать в СССР квалифицированных специалистов для наблюдения за строительством и пуском объекта;
  • Разрешить советским инженерам и рабочим осваивать производственные методы компании на ее предприятиях;
  • Координировать поставки оборудования для Магнитки.

Прототипом Магнитки выбран металлургический комбинат в городе Гэри, штат Индиана, принадлежащий компании US Steel.

1 июля 1930 года состоялась закладка первой домны Магнитогорска.

На торжественном митинге под красными знаменами рядом с советскими строителями стояли американские инженеры Макморей и Струвен.

На строительстве Магнитки трудилось более 800 иностранных специалистов и высококвалифицированных рабочих из США, Германии, Англии, Италии и Австрии.

Центральную электростанцию подрядились монтировать немецкие специалисты из AEG, они же поставили на Магнитку самую мощную по тем временам 50-мегаваттную турбину с генератором.

Немецкая фирма Krupp & Reismann налаживала в Магнитогорске огнеупорное производство, а британская Traylor — горнорудное хозяйство.

Из открытых источников.
Из открытых источников.

Пуск первой домны был назначен на 31 января 1932 года несмотря на то, что вице-президент компании Arthur McKee Хайвен заявил о невозможности в тридцатиградусный мороз начинать плавку и советовал подождать до весны.

Шахту первой доменной печи русские рабочие под присмотром американцев выкладывали два с половиной месяца.

На вторую печь потребовалось 25 дней, а на третью — всего 20.

В монтаже первой и второй домны участвовало более тысячи рабочих, в монтаже четвертой — только 200 человек.

На строительстве первой печи американские специалисты консультировали все виды работ — от бетонирования фундаментов до электромонтажа.

На второй домне — только монтажные работы, на третьей — только сборку загрузочных механизмов, а четвертая печь уже была полностью построена нашими специалистами.

Домны фирмы McKee после проведения капитального ремонта работают на ММК и сегодня.

А первый прокатный обжимно-заготовочный стан № 2 немецкой фирмы Demag проработал непрерывно с 1933-го до 2006 года.

Вот так наша страна осуществляла великую индустриализацию.

_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _

Альберт Кан умер в 1942 году. Мориц Кан скончался еще раньше в 1938 году.

Из открытых источников.
Из открытых источников.

Индустриализация обошлась Советскому Союзу очень дорого. Во всех смыслах. В обмен на хлеб.

В 1930 году СССР поставил за границу 4,8 миллиона тонн зерна, а в 1931 уже 5,2 миллиона.

Росли города. Деревни вымирали. Были ли варианты провести масштабную индустриализацию огромной страны меньшей ценой?

Я не знаю. Знаю только одно, без масштабной индустриализации невозможна была бы Великая Победа над гитлеровской Германией.

Зта заметка написана в продолжение предыдущей:

Путин предложил "золотую визу". И немного истории, как на шесть тысяч мест претендовало более ста тысяч американцев

Еще мои заметки:

О Белоруссии. Грузии. И о русском духе

Военный бюджет Японии превысил расходы России на оборону. Что это значит?

Очередь россиян в США. Миф или реальность?

"Штаты - мальчик мажор который ни разу в рыло не получал..."

Яков Джугашвили. Правда и вымыслы о его гибели

Товарищ Сталин шутит. Или нет?

Шутки закончились. Крылатые фразы товарища Сталина

Bloomberg. Доля российского экспорта в долларах впервые упала ниже 50%

18+2=20? Или о российских агентах 007

Сложная, однако, наука география... Для американских политиков

Штаты безграмотны? Как такое может быть?

У Сбербанка сменился владелец. Почему? Что это значит для нас? Герб какой страны на наших дензнаках?

России 1158 лет. Петербургу - 317. США - 244 года. И ОНИ учат нас жить?