Найти тему
Ариаднина нить | Книги

Полузабытый готический роман 19 века как новый манифест жанра хоррор

Обложка романа "Мельмот Скиталец", который "Азбука" сейчас готовит к выходу
Обложка романа "Мельмот Скиталец", который "Азбука" сейчас готовит к выходу

Очередная новость о переиздании любопытной книги. Кстати, это опять к вопросу о забытых писателях (читали, что я писала про Загоскина?).

На этот раз любимая «Азбука» в серии "Иностранная литература. Большие книги" переиздаёт книгу английского писателя-романтика Чарльза Роберта Метьюрина «Мельмот Скиталец», опубликованную впервые в 1820-м. Пока что книга не вышла, но, думаю, поступит в продажу к середине июня.

Если вам по душе мрачная готика, или ужасы в стиле По и Лавкрафта, или глубокая философия в духе «Доктора Фауста» или «Портрета Дориана Грея» - вам сюда. О «Мельмоте» нужно рассказать поподробнее…

Автор Чарльз Метьюрин родом из Дублина. Он родился в 1780-м, и на момент публикации романа ему было 40 лет. Книга о дворянине, продавшем душу дьяволу ради знаний, сразу стала, как сейчас говорят, хитом и бестселлером, а имя автора вознесла на пьедестал. Правда, к концу 1810-х расцвет готики всё же закончился. Разве что 1818-м Мэри Шелли выпустила «Франкенштейна», и вокруг него немного пошумели.

Кстати, о дьяволе Метьюрин знал немало: он окончил Тринити-колледж и стал священником, причём служил не где-нибудь, а в соборе святого Патрика – главного ирландского святого. Помимо готики и романтизма начало XIX века отметилось настоящей модой на литераторов. Освободившись от оков классицизма, они становились властителями дум. А ещё большими властителями дум были драматурги, ведь театр был и зеркалом жизни, и главным развлечением, и модным подиумом… да чем только он ни был в XIX столетии!

Собственно, театр неплохо кормил всех, кто так или иначе имел к нему отношение. Вот и наш помощник священника, которому не хватало скромного пасторского жалования, решил наполнить кошелёк, применив свой литературный талант для нужд сцены. После двух не слишком удачных романов, прошедших почти незамеченными, Метьюрин по протекции самих Вальтера Скотта и Джорджа Байрона «пробил» в Лондоне свою пьесу «Бертрам» - кстати, тоже с дьявольскими реминисценциями.

При этом сам Метьюрин любил красивую жизнь и светское общество, с удовольствием посещал танцевальные вечера и слыл завзятым денди, хотя почти всю жизнь в его карманах гулял ветер.

Когда вышел его «Мельмот Скиталец», книгу быстро оценили современники. Ею восхищались Бальзак и Вальтер Скотт, Пушкин, который заимствовал завязку «Онегина» у прославленного англичанина, и Лермонтов, взявший за основу «Мельмотову» композицию. У Метьюрина тоже студент приезжает к смертному одру дядюшки-богача и слышит от умирающего невероятную историю о предке Джоне Мельмоте по прозванию Скиталец, который должен был умереть ещё полтора века назад, да вот не умер, обретя вечную жизнь и дар предвидения от нечистого.

Роман представляет собой своеобразную «арочную анфиладу»: один герой рассказывает историю, в которой другой герой рассказывает другую историю – и так несколько раз. И написан в лучших традициях романтизма, то есть затрагивает сразу несколько национальных колоритов (тут и Индия, и Испания, и Англия, и Ирландия), нечеловеческие страсти, трансцендентализм, духов, смерть и попытка заглянуть в загробный мир… Тут к нашим услугам и герой-богоборец с философскими идеями, и ходячие мертвецы, и высочайшее психологическое напряжение… Всё для любителей жанра.

Я, правда, себя не отношу к таковым, но автора уважаю за то, что в истории литературы – и не только английской – он сумел остаться и не был совершенно забыт даже через 240 с лишним лет после выхода его заглавной книги. Кстати, после её выхода автор прожил не так уж долго - всего 4 года. Кто знает, что он увидел там, за завесой нашего мира?

А вы читали «Мельмота Скитальца»? Или есть желание прочесть? Думаю, любителям Эдгара По, Лавкрафта и Кинга можно попробовать познакомиться и с этим автором.

Ваша Ариаднина нить.