Найти тему
Темы на все времена

Снится мне деревня… Любимые детские книги про сельскую жизнь

Скоро лето, а лето для меня – это детство. А детство – это деревня. Хоть я и городской человек, но каждое лето до третьего курса я проводила в деревне, где проживала многочисленная родня моей бабушки.

Фото автора. Дом, который построил мой прадед в 1949 году
Фото автора. Дом, который построил мой прадед в 1949 году

Деревня эта – станция Ужовка (Нижегородская область, Починковский район). Ничего роднее и лучше для меня нет. Место, где до сих пор живет мое детство. Хотя, чем старше становишься, тем больше привкус грусти… Большая часть родных теперь – на сельском кладбище. А раньше несколько дней надо было все дома обходить, как приедешь, и несколько дней – перед отъездом, иначе обида будет.

Фото автора. Вокзал 1915-го года вдруг стал никому ненужным. Недавно его снесли. Строят «Пятерочку» на этом месте
Фото автора. Вокзал 1915-го года вдруг стал никому ненужным. Недавно его снесли. Строят «Пятерочку» на этом месте

Вите повезло, с ним я еще несколько лет подряд гостила по две недели у папиной тети там. Он тоже Ужовку знает и любит. Но никто не молодеет, папиной тете – за восемьдесят, с двумя детьми приезжать я уже посчитала нарушением границ пожилого человека. Да и пандемия внесла жесткие коррективы. Район до сих пор остается неблагополучным по заболеваемости, даже если рассмотреть вопрос съёмного жилья там на лето, оставшиеся родные – в возрасте, ни с кем не контактируют, берегут себя.

Фото автора. Двухлетний Витя на ж/д вокзале Ужовки. Есть у нас такая традиция - встречать поезда
Фото автора. Двухлетний Витя на ж/д вокзале Ужовки. Есть у нас такая традиция - встречать поезда

А совсем без деревни я не могу. Особенно острым этот вопрос стал после переезда в Москву. Постоянное нахождение среди огромного количества людей, непрекращающийся даже ночью шумовой фон из сирен, сигнализаций, гудков, строек – все это требует курса летнего детокса. Деревенской тишиной и природой ))) Пандемия еще и забрала у нас летний студенческий лагерь на берегу Горьковского моря от вуза, в котором я работала раньше… Лагерь, конечно, не открывают из-за ограничений, и есть подозрение, что и не откроют уже. Скинут, как не нужный вузу балласт, пользуясь ситуацией.

Фото автора. Мы в 2011-м году в СОЛ «Чкаловец»
Фото автора. Мы в 2011-м году в СОЛ «Чкаловец»

Но я сторонник теории, что если закрылась одна дверь, обязательно откроется другая… Конечно, сидя в прошлом году в квартире на протяжении двух с половиной месяцев, я начала смотреть в сторону покупки дачи. Понятно, что в московской области мы вряд ли что-то могли себе позволить, особенно с учетом молниеносной корректировки цен ))) А в нижегородской… Если совершать эмоциональную покупку, то можно было бы. Но как-то глупо на эмоциях покупать не тарелочку или вазочку, а дачу )))) Просчитав все варианты, мы поняли, что снимать выгоднее. И подходящий домик, буквально, свалился на нас сам. Так не бывает, но так бывает ))))

Фото автора. Нашли новое место силы...
Фото автора. Нашли новое место силы...

В этом году мы снова отправимся на месяц в заброшенную деревню на краю нижегородской области. Дети ждут очень, считают дни. А пока мы читаем книги о деревне, еще из моего детства.

Фото автора. Любимые детские книги о деревне
Фото автора. Любимые детские книги о деревне

Цикл рассказов Л. Воронковой о подружках Тане и Аленке мне выдал папа в мои 5 лет. С тех пор книга была зачитана до катастрофического состояния ))) Я тогда, как раз, перестала ходить в садик по причине бесконечных болезней, приходилось сидеть одной частенько. И девочки из книги моего возраста стали моими лучшими подружками. Правда, взрослели они быстрее, на протяжении книги они становятся первоклассницами, эта часть мне тоже очень нравилась. Но больше всего меня привлекала именно деревенская жизнь, знакомый мне по летним каникулам быт: сходить за водой, растопить печь, помочь взрослым в курятнике, искупаться на мелководье, ждать вкуснейших пирогов из русской печки в субботу…

Фото автора. Река Ветлуга. С этих мостков по-прежнему стирают белье!
Фото автора. Река Ветлуга. С этих мостков по-прежнему стирают белье!

Конечно же, мой любимый Паустовский. В описании природы средней полосы ему мало равных. Как я уже говорила, его зарисовки из дачной жизни я оценила, будучи взрослой. В детстве любила сказки, а вот такие герои книг, как дождь, старая лодка или жаба мне были не очень понятны. Сейчас же я не расстаюсь со сборником рассказов Паустовского круглый год! Когда совсем устаю от Москвы, перечитываю, и становится легче.

Фото автора. Меня так трогает простая красота природы нашей полосы, что даже пытаюсь рисовать, хотя не умею совершенно...
Фото автора. Меня так трогает простая красота природы нашей полосы, что даже пытаюсь рисовать, хотя не умею совершенно...

Юрий Коваль. Эти две книги купила недавно, в детстве читала его рассказы в составе библиотечных сборников. Тоже оценила по достоинству только недавно. Будучи ребенком, любила его рассказы про девочку Нюру, живущую с дедом. Описания природы тоже, в общем, не очень попадали в цель. Сейчас же открываю с любой страницы и наслаждаюсь. Уже не пропускаю детали, восхищаюсь тонкостью, с которой были подмечены некоторые особенности отношений в той деревне, которой уже нет. Чего только стоит описание знакомства автора со старушкой Пантелеевной, которой он помог найти топор, моментально для всех односельчан стал ее племянником, и остался жить в доме Пантелеевны на целый год.

Фото автора. Очень подолгу сидели так с детьми...
Фото автора. Очень подолгу сидели так с детьми...

В «Чистом доре» больше именно про людей… Сельская школа, покупка новой клеенки в сельском магазине, охота, сбор ягод… Все это, конечно, на фоне фантастической природы! А вот в «Воробьином озере» природа выходит на передний план, становится главным героем.

Фото автора. Самое красивое - рядом. Оно тихое и незаметное...
Фото автора. Самое красивое - рядом. Оно тихое и незаметное...

Очень ждём июль - наш незабываемый месяц в деревне!

Фото автора. Петя высматривает июль на горизонте ))
Фото автора. Петя высматривает июль на горизонте ))