Найти тему

Как превратить высшее образование в инвестицию, а не дань традиции

Оглавление

В этой статье я попробую помочь вам разобраться, почему выпускникам бывает сложно найти работу, а также подскажу, как избежать этих проблем. Материал будет полезен как школьникам и их родителям, так и тем, кто сейчас получает или уже получил высшее образование.

Выпускница МГИМО 2014 года радуется первой зарплате. 2020 г., фото в цвете.
Выпускница МГИМО 2014 года радуется первой зарплате. 2020 г., фото в цвете.

Проблема тысяч выпускников — трудоустройство, особенно по специальности. В странах СНГ эти сложности даже более заметны, чем в остальном мире. Причины этого кроются в логике, по которой выстроено высшее образование.

«Классическое образование», которое обещают дать своим выпускникам многие университеты, направлено на формирование разносторонне развитой личности. Выпускники таких учреждений должны не только глубоко понимать свою узкую специальность, но и хорошо разбираться в смежных. Они получают комплексное понимание устройства мира и общества, осваивают исследовательские методики, пишут первые научные работы. В результате получаются академически подкованные кадры, готовые заниматься наукой. И здесь можно заметить ту самую фундаментальную проблему — а те ли это выпускники, которых хочет видеть современный работодатель?

«Термин “работа по специальности” плохо описывает современные реалии рынка труда» — Иван Груздев, Директор Центра внутреннего мониторинга Института образования НИУ ВШЭ

Конечно нет.

На рынке труда нет никакого толка от большей части знаний, не связанных с трудовыми задачами сотрудника напрямую. Условно говоря, человек, который не умеет делать вообще ничего (даже говорить), кроме как писать на Java, но делает это потрясающе и уже 15 лет, будет цениться гораздо выше, чем талантливый выпускник без опыта работы, которого научили посредственно программировать сразу на пяти языках, а заодно немножко переводить с латыни.

И так каждый раз, пока случайно не повезёт
И так каждый раз, пока случайно не повезёт

Эту проблему можно решить, если дать выпускникам возможность конкретизировать свою специальность. Например, студент лингвистического факультета откажется от курсов по риторике и экологии, чтобы вместо них ходить на лекции по германистике и взять дополнительные часы переводоведения. Через 4 года он уже будет гораздо более компетентным переводчиком с немецкого, чем большинство однокурсников. Найти работу для такого студента было бы гораздо легче. В том же выпуске могли бы появиться узкие специалисты по романским языкам, лингвопсихологии и, например, частотному анализу лексических средств — смотря кому что больше нравилось изучать. И это после бакалавриата, а не магистратуры/аспирантуры. Естественно, безликие 20 выпускников инъяза, которые покидают стены вуза каждый год с одинаковым багажом знаний, смотрятся гораздо менее выигрышно, чем узкие специалисты в десятке разных областей.

Другой вариант — акцент на стажировках, а не теории. Если бы бòльшая часть обучения на поздних курсах проходила не в аудиториях, а за практической работой — в идеале с небольшой, но оплатой — то студенты к выпуску уже имели бы представление о корпоративной этике, проектное портфолио и опыт работы. Такие специалисты были бы не только носителями свежего академического знания, но и работниками, которые вошли в трудовую деятельность плавно и органично. Их бы гораздо охотнее принимали на работу, а скорее всего место стажировки и становилось бы стартом их карьеры.

Так что же делать?

Не буду говорить про другие страны СНГ, потому что там не жил, но в России концепция приоритета стажировок уже частично работает. Например на IT-специальностях в некоторых ВУЗах. Но это скорее исключение — большинство студентов по сей день получают диплом и остаются на открытом рынке труда с обширным багажом знаний, но почти без практического опыта. В некоторых случаях — даже без должного понимания, какую работу им нужно искать, и это после 4-5 лет обучения! Но выход есть.

Образовательные системы многих стран уже сейчас заточены именно под подготовку узких специалистов, готовых к началу трудовой деятельности. Модульные программы обучения со свободным выбором части курсов, партнерство вузов с лидерами индустрий, обмен студентами между странами — всё это помогает выпускать специалистов, готовых немедленно начинать свою карьеру. Работодатели тоже знают про эту разницу — выпускника европейского университета почти всегда возьмут на работу охотнее, чем владельца российского диплома. Речь идёт про соискателей без опыта работы — само собой, хороший стаж практики может оказаться ценнее, чем диплом даже Гарварда.

Даже если не учитывать разницу в объеме практической подготовки, зарубежное образование обладает и другими объективными преимуществами.

Данные на 2020-2021 год
Данные на 2020-2021 год

В их числе:

Более эффективная организация учебного процесса. И преподаватели, и студенты в зарубежных университетах видят перед собой четкие цели и конкретные перспективы. Из-за этого нет ситуации, когда студент «не понимает, зачем вообще это учит», а преподаватель хочет побыстрее отделаться от студентов, чтобы выполнить план. В результате получается атмосфера продуктивного взаимодействия, которая значительно повышает вероятность вынести из университета именно компетентность, а не просто диплом.

Дипломы признаются по всему миру. Закончив университет в странах Болонской конвенции (Россия тоже в неё входит, но интеграция пока что недостаточная), студент получает возможность устроиться на работу в любой из них — не будет нужно подтверждать в консульстве диплом или сдавать квалификационный экзамен.

Более высокая зарплата. Простое и понятное преимущество — даже стартовые зарплаты специалистов на Западе существенно выше, чем у их коллег в странах СНГ. Это, кстати, относится и к преподавателям — чтобы учить студентов с полной отдачей и заражать их оптимизмом, нужно иметь источник уверенности в завтрашнем дне. У профессоров западных вузов такая уверенность есть.

Комфортное обучение. Программы обучения очень разнообразные и по предметам, и по структуре. Есть варианты с соотношением очных семинаров/онлайн-лекций 2:3, есть магистратуры по бизнесу для управляющих, где на занятия нужно выезжать два раза в неделю по вечерам. Также есть множество вузов, в которых учат редким или просто менее развитым в странах СНГ специальностям — биоинженерию, нейролингвистику и другие высокотехнологичные профессии точно лучше всего осваивать там. Одним словом — подобрать программу обучения можно действительно на любой вкус.

Так дорого же, наверное...

Вопреки стереотипам, это не так. Конечно, обучение в США или Канаде по карману далеко не всем — стоимость обучения может доходить до 60,000$/год, не считая стоимости проживания. А работать полноценно по студенческой визе нельзя. Но есть масса вариантов, по которым можно получить диплом европейского университета со всеми его преимуществами, при этом ни стоимость обучения, ни стоимость проживания не будут сильно отличаться от России или Украины. Чаще всего это программы на востоке Европы или специальные гранты. Найти грантовые программы нелегко, но они есть.

Конечно, остаются ещё миллиарды нюансов вроде академической разницы в школьной программе, а также написание сопроводительных писем на иностранном языке (с этим, кстати, могу помочь я — опыт есть, так что обращайтесь). Но в целом, было бы желание — найти нужные программы и поступить под силам каждому. А если разобраться в океане возможностей становится слишком сложно, то на выручку всегда придёт одно из множества агентств, которые занимаются решением подобных вопросов. Их услуги стоят дополнительных денег, но вполне подъемных — а вопросы по поиску подходящей программы, составлению документов и выяснению всех тонкостей поступления в конкретный вуз отпадут сами собой.