Найти в Дзене
Белорус и Я

Академик РАН А.Д. Некипелов — о том, к чему привела Россию либерализация валютного рынка

Оглавление

Как научиться противостоять мировым кризисам, стоит ли нам отказываться от доллара и нужна ли Союзному государству единая валюта? Рассказывает академик РАН, организатор и директор Московской школы экономики МГУ Александр НЕКИПЕЛОВ

Экономика должна быть разумной

– Александр Дмитриевич, можете спрогнозировать, когда же наконец закончится глобальный кризис, в который мы погрузились?

– Много зависит от того, как поведёт себя дальше коронавирус, продолжится ли пандемия, или ситуация войдёт в нормальное русло. По мнению специалистов, и в России, и в Беларуси всё развивается достаточно благоприятно. Будем надеяться, что снижение числа заражённых не временное явление, а устойчивая тенденция. Хотелось бы верить, что мы близки к нормализации.

Экономическая ситуация в Беларуси выглядит очень прилично: падение ВВП в 2020 году составило 1,2%. Это наименьшие потери среди стран ЕАЭС, в России спад, по официальной статистике, выше – 3,4%. Но это, конечно, далеко от потерь в ЕС и других развитых странах мира. Иными словами, мы этот кризисный период проходим достаточно успешно.

-2

Уже существуют уверенные экономические прогнозы, что в этом году мы будем жить в условиях роста. Он будет, конечно, восстановительный, ведь придётся возвращаться к тому уровню, с которого мы начали движение вниз. Само придание процессу положительной динамики имеет существенное значение. Но мы не должны упускать из виду, что пандемия породила новые долгосрочные тенденции в экономике: дала мощный импульс развитию цифровых технологий, уже внесла заметные изменения в организацию многих видов деятельности, инициировала важные коррективы в отраслевой структуре. Подхватить эти тенденции можно только при наличии выверенной стратегии действий. Вот почему очень важно не оказаться в плену текущих проблем, которых всегда очень много, и от которых тоже нельзя так просто отмахнуться.

И вот здесь России нужно тщательно проинвентаризировать основные элементы проводимой экономической политики. В качестве примера приведу положение дел в валютно-финансовой сфере. Как известно, в конце 2013 года мы в России провели полную либерализацию валютного рынка, а ещё раньше сняли практически все ограничения на пути движения капитала. Эти меры привели к целому вееру неблагоприятных последствий: повышенной колеблемости валютного курса рубля, устойчивому оттоку частного капитала из страны, необходимости поддержания очень высокого уровня валютных резервов и процентной ставки. Все предложения по изменению сложившегося положения, введению даже мягких механизмов регулирования трансграничных потоков краткосрочного капитала до настоящего времени рассматривались как проявление неоправданного консерватизма и решительно отвергались. Реликты рыночного фундаментализма явно брали вверх над здравым смыслом.

Но вот сегодня уже на Западе стали фактически официально ставить под сомнение эффективность суперлиберальной системы валютного регулирования. На сайте МВФ любой желающий может ознакомиться с исследованиями, в которых говорится о важности формирования «интегрированной системы экономической политики». Последняя основана на признании оправданности как интервенций государства на валютном рынке, так и регулирования трансграничных капитальных потоков.

– А будет ли верным этот срединный путь между либерализмом и дирижизмом?

– Сейчас это очевидный тренд во всей мировой экономике, он просто не имеет альтернативы. В России определённые выводы уже делаются и изменения идут. На недавней встрече с представителями бизнеса президент отмечал, что впервые, реагируя на этот кризис, мы сумели удержаться от использования ограничительных мер в области финансовой и денежно-кредитной политики. Удалось снизить и ключевую процентную ставку с заоблачных высот. Пусть и не до желаемого уровня, но, по крайней мере, мы смогли существенно к нему приблизиться. Мы набрались смелости и пошли по пути пусть не очень большого, но всё-таки дефицита бюджета, понимая, что у страны есть и резервы, и возможности для того, чтобы такого рода меры не привели к дестабилизации финансовой ситуации. Методом проб и ошибок мы адаптируемся к изменяющейся ситуации, но хотелось бы, чтобы ошибок было меньше.

– Часто ведутся разговоры о том, что нас губит зависимость от доллара. Что это он нас тащит за собой в самые страшные кризисы и, по-хорошему, надо от него как от международного платёжного средства отказаться.

– У этого вопроса долгая история. Бреттон-Вудская система, в центре которой находился обеспеченный золотом доллар, была создана в 1944 году. Но с 1971 года обмениваемость доллара на золото была упразднена, и с тех пор его ведущее положение держится только на ниточке доверия. Конечно, это доверие не случайно: оно формировалось в течение многих десятилетий с учётом мощи американской экономики. Поэтому позиции доллара как резервной валюты и, следовательно, привилегия Соединённых Штатов использовать его эмиссию как источник беспроцентного кредита долгое время под сомнение никем не ставились.

Но вот сейчас здесь наметились определённые подвижки: и ослабление экономических позиций США, и, что ещё важнее, злоупотребление ими своим положением стали отражаться на отношении к их валюте. В валютную конкуренцию всё активнее включается юань, ширятся ряды стран, стремящихся использовать в расчётах национальные валюты, некоторые страны замещают доллар в своих резервах другими валютами и золотом. К таким странам относится и Россия.

Конечно, позиции доллара остаются весьма прочными: в конце концов, он сохраняет значительную долю в валютных резервах большинства государств (только в одной Китайской Народной Республике долларовые накопления превышают 3 трлн), и они, конечно, не заинтересованы в его обвале. Поэтому вполне возможно, что США и их союзникам совместными усилиями удастся эту проблемную ситуацию контролировать в течение ещё длительного времени.

-3

– А может, нам лучше будет вложиться в новую валюту? В единую валюту Союзного государства, создание которой предусмотрено в Союзном договоре 1999 года?

– Это очень серьёзный вопрос. У стран с единой валютой есть огромное преимущество. В их финансовом и товарном обороте исчезают издержки, связанные с обменом валют для осуществления сделок, с сотрудничеством экономических агентов, они получают большую независимость от колебаний мирового валютного рынка. Единая валюта, несомненно, способствует и выравниванию уровня цен на общем экономическом пространстве.

Но есть и другая сторона. Посмотрите на ЕС, где в последнее время появилось немало скептиков по отношению к евро. Когда та или иная страна входит в единую валютную зону, она лишается денежного суверенитета и возможности проводить собственную денежно-кредитную политику. Например, она не может поддерживать конкурентоспособность отечественного производства путём снижения курса валюты. В случае с Союзным государством необходимо принимать в расчёт ещё и большую разницу в экономическом весе партнёров. Российская Федерация по всем показателям многократно превосходит Республику Беларусь. Поэтому Россия должна вести себя очень осторожно, чтобы её не обвинили в навязывании своей линии менее мощному по абсолютным показателям партнёру.

– Союзному государству уже более 20 лет. На перспективу вы что нам всем пожелаете?

– Гражданам Союзного государства в непростой период пандемии я хотел бы пожелать прежде всего здоровья и благосостояния. Рискну также высказать и следующее пожелание весьма деликатного свойства. Как экономист убеждён, что нам всем нужно стараться избегать резких движений, понимать, что социальный организм – это вещь очень сложная, и, если действовать непродуманно, можно из, казалось бы, самых благородных побуждений нанести самим себе огромный ущерб. Нельзя думать, что если что-то нам не нравится, то любые действия оправданны: опыт России 1990-х годов мы не должны забывать. Конечно, сегодня мы пришли к цифровой открытости общества, у нас уже давно отсутствует дефицит, мы свободно, если не брать в расчёт пандемию, разъезжаем по всему миру, и это прекрасно. Но для этого совершенно не обязательно было разрушать производства, терять половину ВВП и жертвовать экономическим ростом на целые 30 лет. Я искренне желаю и российским гражданам, и белорусским не забывать о таких уроках.

А как вы думаете, стоит ли нам отказываться от доллара и переходить на единую союзную волюту? Пишите в комментариях 👇👇👇, давайте спорить! Нам важно знать вше мнение!

Валерий ЧУМАКОВ, Москва

Фото: Владимир ВЕЛЕНГУРИН, Михаил ФРОЛОВ

Материал дан в сокращённом виде. Хотите поьлный вариант - пишите в личку.

© "Союзное государство", № 5, 2021

Дочитали до конца? Было интересно? Поддержите журнал, подпишитесь и поставьте лайк!

НАУКА И ТЕХНОЛОГИИ СОЮЗНОГО ГОСУДАРСТВА

Ядерные артиллерийские снаряды, мирные термоядерные заряды, а что ещё есть у России

Какую спутниковую съёмку заказывают банки и обманутые мужья

За чем будет следить Российско-Белорусская космическая система (РБКС)

Какими инновационными достижениями может гордится Беларусь

Сколько будет стоить самый дорогой союзный мегапроект и кто за него заплатит

Громаднее грузовиков не было и нет. Как я лазал по БелАЗу