На запад от Грозного на 13 километров тянется тонкий "ус" застройки в ложбине между Грозненским и Терским хребтов. Это Висаитовский (в честь героя Великой Отечесвенной Мовлюда Висаитова), а для старожилов - Старопромысловский район, вытянувшийся вдоль нефтяной линзы и дороги от неё в город.
У дороги - городской квартал, от подобного квартала в любом другом месте России отличающийся разве что подъездами нараспашку да обилием детворы:
Но за пятиэтажками по склону Грозненского хребта вьётся не то что лабиринт, а лапша узких улиц среди сельского вида домов.
В одном из них мой взгляд привлекла яма - возможно, тоже памятник страшных недавних времён. И нет, (согласно моему предположению) в ней не рабы сидели и не располагался оружейный схрон: пожалуй, самой интересной нелегальной отраслью тогдашней Чечни была кустарная нефтедобыча.
За полтора века утечки с нефтезаводов, трубопроводов и скважин образовали в земле целый горизонт из преимущественно лёгких фракций. До него вполне можно было прорыть колодец - но только очень осторожно: "нефть" (местные в тонкости не вникали и считали это просто нефтью) залегает слоем толщиной всего сантиметров 10-15, а под ней начинается вода - если колодец доходил до неё, она поднималась, и дело насмарку. Поэтому в Грозном образовалась целая гильдия нефтекопов, умевших находить этот горизонт и правильно укреплять дно колодца.
Дальше "нефть" черпали вёдрами да заливали с кустарные перегонные установки. Внешне такая была похожа на большой самогонный аппарат, и в общем не сильно отличалась от перегонного куба Дубининых: из 200-литровой бочки шёл змеевик через радиатор. По воспоминания Маги, запускали такую установку они с батей несколько раз в месяц, и сперва из неё шёл керосин (несколько литров), затем 95-й бензин, затем 80-й бензин, и наконец, примерно половина объёма - солярка.
В принципе и перегонять всё это было не обязательно - на сырой "нефти" (то есть утечка лёгких фракций) могли даже работать старые советские моторы. Шлак из тяжёлых фракций же осаждался довольно медленно - чистить перегонную установку приходилось всего пару раз в год. Бензин чеченцы продавали, иногда - пластиковыми бутылками у дорог, и стоил литр топлива тогда примерно как литр минералки "Серноводская".
Такие установки стояли натурально во всех уважающих себя домах, не то что у новых богачей да полевых командиров, а их дым и смрад неуклонно гробили экологию "независимой" Чечни. Думается, после "восстановления конституционного порядка" немалый вклад в бюджет республики вносили штрафы нефтяникам-самоучкам (а кто не понимал с первого раза - тем "самовары" просто взрывали), и к середине нулевых кустарная нефтепереработка окончательно ушла... нет, не в прошлое, а в тень - судя по почти полному отсутствию сетевых заправок, подобный агрегат по-прежнему есть у каждого солидного чеченца.