Совершенно случайно наткнулся на комплект старых документов времен СССР. На современные водительские документы «права из 1968г.» они мало похожи. Однако попытаемся разобраться.
Водителя надо обучить (где лево, где право, где руль, где газ-тормоз). Вот перед Вами скромное «Свидетельство» об окончании 5-месячных курсов водителей.
Обучением водителей занималось государство. Существовало министерство Автомобильного транспорта и шоссейных дорог РСФСР (Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика- самая большая из 15 союзных республик СССР).
В каждом областном центре существовало Транспортное управление. При нём существовала областная Автошкола, где обучали водителей. Всё было государственное! И учебные автомашины и инструктора вождения. За создание частной автошколы в СССР, «несознательным гражданам», грозил большой тюремный срок, как за незаконное предпринимательство. За этим строго следило (или должно было следить) особое подразделение МВД, именовавшееся ОБХСС (отдел борьбы с хищениями социалистической собственности, так называемые- «колбасники»).
Все водители в СССР имели квалификацию от 3-го (низшего) до 1-го класса. Никаких категорий с непонятными латинскими буквами, тогда ещё, не придумали, хотя умных людей в СССР было не меньше, чем в современной России.
Претенденты сдавали экзамен по устройству, техническому обслуживанию и основам эксплуатации автомобиля. Второй экзамен был по правилам движения по улицам и дорогам.
Вождение автомобиля считалось пустяком и по итогам испытания ставили просто «зачет».
На фотографиях того периода никаких автомашин на улицах города не наблюдалось! Но ДТП случались! За ДТП со смертельным исходом можно было получить реальный тюремный срок в 3-5 лет. И продолжать честно работать водителем или автомехаником, но уже в колонии. При этом из зарплаты заключенного вычитали, в том числе, определенную сумму за поврежденный государственный автомобиль и на лечение потерпевшего.
Успешного сдавшего экзамены «награждали» красной книжицей «Удостоверение на право управления автомобилем»! В просторечье- «права».
Большинство мальчишек Советского Союза мечтали о «водительских правах»! В большинстве средних школ в 9-10 классах был специальный бесплатный предмет- «Автодело».
За 2 года, школьников, инструктора (часто пьющие и неоднозначные потертые мужики-водители) бесплатно обучали всем премудростям вождения в рамках курса «водителя 3-го класса». А в 18 лет юношам вручали водительское удостоверение! И они шли в Советскую Армию, кто не успевал перед армией получить права, обучались на бесплатных курсах ДОСААФ (специальная государственная организация по подготовке призывников- «Добровольное общество содействия развитию Армии, Авиации и Флота»).
К водительскому удостоверению прилагался почти священный «Талон предупреждений» (почему-то зеленого цвета).
За нарушение ПДД инспектор ГАИ специальным дыроколом делал на полях талона «дырку». Причем очень остроумно все нарушения была описаны и пронумерованы на обороте «талона». Нарушения от номера «1» до номера «8». Видимо, по степени опасности?
Представленный здесь «талон» дырочек не имеет, так как большинство граждан СССР были, всё таки честные и трудолюбивые люди, а инспектора ГАИ не далеко от них ушли. И их было мало.
Достаточно интересно! Инспектора ГАИ наказывали водителей только за превышение скорости «в опасных условиях»? То есть на хорошей сухой дороге, ночью, при отсутствии встречных, и вообще других, автомашин- «топи, водила, на всю железку», выполняй план государственных перевозок! (Например, великолепная, 2,7 тонная грузовая автомашина ГАЗ-51 могла разогнаться, аж до 80 км/час, но, видимо, без груза в 2,5 тонны).
Вместе с документами История сохранила и «талон на бензин».
Всё бензозаправки в СССР были, официально, государственные. Водитель грузового автотранспорта мог заправиться горючим только за такие бумажные «талоны». Талоны ему выдавали в бухгалтерии его автобазы. Именно столько, сколько планировалось ему проехать. Та же грузовая автомашина ГАЗ-51, заявлено, потребляла 21 литр бензина А-72 на 100 км пробега.
Увы, простые водители, бухгалтеры и важные партийные руководители советских автобаз безбожно обманывали своё родное государство. Хищения бензина по оценке ОБХСС составляли до 10 миллиардов рублей в год (для сведения, строительство всего БАМа (Байкало-Амурская железнодорожная магистраль) в течении 10 лет обошлось в эту цифру).
Иметь зятя-водителя «зилка» или мужа-таксиста в СССР было почетно и экономически очень выгодно! А дочка должна была быть, желательно, продавщицей.
Но судьбу не обманешь (сколько государственный бензин не сливай)! СССР распался в далеком 1991г. и канул в лету, вместе с бензином А-72, и, прежде всего, от всеобщей, нашей безхозяйственности и разгильдяйства.
22 мая 2021г.