Сезон 1920/21 года в русском (точнее, уже советском) театре был богат на события, несмотря на тяжёлую ситуацию в стране. Был основан Московский театр для детей (сейчас это Российский академический молодёжный театр — РАМТ); после капитального ремонта спектаклем "Горе от ума" открылся легендарный Малый театр; громкой премьерой "Чудо святого Антония" заявила о своём рождении Третья студия МХАТ (ныне Театр им. Е. Б. Вахтангова) в старинном особняке на Арбате. В Художественном театре блистал Михаил Чехов в роли Хлестакова; вышла книга А. Я. Таирова "Записки режиссёра", подводящая итоги первому постреволюционному пятилетию...
Сейчас все эти события и имена кажутся нам очень далёкими. Однако то, что составляло театральные будни сто лет назад, и по сей день существует в театральной жизни. Премьеры, вводы, творческие вечера... и даже мошенники ("фальшивобилетчики"), обманывающие доверчивых любителей театра. Если сегодня поддельные билеты распространяют через мобильные приложения, то в двадцатом веке всё было чуть проще:
Уполномоченный о. Учкпрофсожа по получению театральных билетов на ст. Курган гр. Серебрянников, выкидывает такие штуки. Исправляет число на старых билетах и выдает их товарищам, а себе оставляет свежие. Товарищ с поддельным билетом идет, ничего не подозревая, в театр, а оттуда его тащат в милицию. Серебрянникова уличили, вынесли ему порицание на три месяца лишили права пользоваться билетами ( "Гудок" от 21 мая 1921 года)
Как и сегодня, театральная сцена искала драматургов, способных почувствовать пульс времени и передать его в новых пьесах. В авангарде был Театр РСФСР-1 (так назывался в 1921 году Театр им. Мейерхольда (ТиМ), впоследствии ГосТИМ). Советским театрам недоставало современных произведений, ставить приходилось переводные, адаптированные драмы, либо актуализировать классику. Этим отчасти можно объяснить интонацию сдержанной похвалы, свойственную критике того времени, когда речь шла о "революционном репертуаре":
Приуроченную к 1-му мая постановку «Мистерии Буфф» в 1-м театре РСФСР надо считать удачной. Пьеса рисует борьбу пролетариата за свое окончательное освобождение. Есть и остроумная сатира на капитализм (Ллойд-Джордж, Клемансо), саботаж и т. д. Хорошо исполнены роли беспартийного интеллигента и меньшевика-соглашателя (т. т. Терешкович и Ильинский) «Мистерию» можно считать одной из лучших пьес революционного репертуара ("Известия" от 04 мая 1921 года)
Театры поддерживало молодое советское государство, но приходилось как-то стараться привлекать публику и самим театральным коллективам. Сейчас это называют "офф-программой", но придумано было, разумеется, не нынешним театральным менеджментом. Повсюду проводились встречи со зрителями, обсуждения, диспуты. Петербургский Большой драматический театр в лице своего основателя и вдохновителя лично выходил на сцену:
В Понедельник,25 Апреля, в 7 час. веч. в Большом Драмат. театре вечер Александра Блока. К. И. Чуковский прочтет лекцию о поэзии А.Блока. Александр Блок прочтет свои новые стихи. Билеты продаются.("Жизнь искусства" от 23 апреля 1921 года)
Именно в 1920-е годы наблюдался всплеск интереса к театральному искусству у молодёжи. Как грибы после дождя, вырастали новые коллективы, в том числе "народные", "рабочие театральные труппы", самодеятельные, под руководством вчерашних выпускников. Открывалось много и профессиональных театров, удалённых от центра Москвы. Окраинные театры, помимо своего культурно-просветительского значения, играли роль учебных площадок для неопытных артистов. Как писал театровед Б. А. Алперс, "вдали от сомнительных бумов театральной жизни центра, вне поля зрения капризной и не всегда справедливой критики, начинающие актёры учатся здесь делать первые шаги на сцене и привыкают учитывать присутствие зрителя в зале..." Были, конечно, и некоторые перегибы, свойственные времени:
В селе Каспля, Смоленской губ., крестьяне постановили в помещении местной церкви устроить народный дом и театр. Пора бы многим деревням последовать этому примеру! ("Труд" от 01 мая 1921 года)
И это ещё не самый жесткий вариант, в уцелевших храмах часто устраивали продуктовые склады, производственные помещения и даже казармы. А у театра с церковью всегда были сложные отношения...
Не останавливалась и гастрольная деятельность, актёры и целые труппы выезжают даже за рубеж. Любопытно, что даже эмигрировавшие после октябрьских событий деятели культуры продолжают сотрудничать с советскими коллегами. Очень показательна в этом смысле творческая биография Ричарда Болеславского, который покинул родину в 1919 году, однако не прерывал контактов с Художественным театром, присоединялся к "качаловской труппе" во время ее заграничного турне, работал режиссёром на возобновлениях.
В Берлине играет русская труппа во главе с артисткой Е. Полевицкой и артистом Моск. Художеств. театра Болеславским. Для первого спектакля была поставлена „Гроза", в которой Полевицкая играла заглавную роль. Критика дает очень благоприятные отзывы об этой труппе. ("Известия" от 11 апреля 1921 года)
В театральных кругах Берлина большой интерес вызвала постановка «Екатерины Ивановны» Андреева. Пьесой этой заинтересовалась одна из выдающихся современных немецких актрис Люся Тефлих, которая исполнял заглавную роль. Пьеса идет с больший успехом, объясняемым критикой, как исключительной игрой талантливой артистки, сумевшей постичь загадочную натуру героини, так и великолепными достоинствами пьесы. Отзывы критики крайне благосклонны. <...>(" Известия" от 09 марта 1921 года)
История подтверждает, что гибель театра точно так же предрекали сто лет назад (из-за кинематографа), как и в наш век (из-за интернета), но он упорно продолжает жить, развиваться, привлекать новые и новые поколения практиков, теоретиков и, что самое важное, зрителей. Завершим этот краткий очерк забавной цитатой столетней давности, которая, на наш взгляд, прекрасно демонстрирует справедливость этого тезиса:
Мы, рабочие завода Перун авто-отдела НКПС, получаем еженедельно по 20 – 30 театральных билетов на 300 человек. И все эти билеты в цирк. В Большой – 1 билет, к Незлобину – 3, в Художественный – 1 билет в месяц.
Цирк нам надоел хуже горькой редьки как бы ни нахваливали. Хочется настоящего искусства, а его нам не дают. Как бы это устроить, чтобы рабочий мог идти в тот театр, который нравится и который полезен?!
В статье использованы материалы сайта "Газетные "старости" http://starosti.ru/
Читайте также на нашем канале:
"Театр" Кузьмы Петрова-Водкина: история шедевра
Фёдор Волков: что мы действительно знаем об основателе русского театра?
Ждём вас на спектаклях Нового драматического театра (Москва, ул. Проходчиков, д. 2), заказ билетов по телефону +7 (499) 182-03-47
💥 АФИША И БИЛЕТЫ ОНЛАЙН 💥