Найти в Дзене

Почему так и не сформировали партизанские армии?

Про то, что осенью 1941 года собирались формировать целые партизанские армии, если ли многие знают.

Хотя документы про них были опубликованы в сборнике «Русский архив», том 20(9), посвящённом именно партизанскому движению, аж в 1998 году.

Документ с предложением об их формировании был за подписью заместителя Наркома обороны СССР, начальника Главного управления формирования и укомплектования войск Красной Армии армейского комиссара 1-го ранга Е.А. Щаденко. Датируется 7-м декабря 1941 года, то есть моментом, когда наши войска начали наступление под Москвой, но тогда ещё никто не знал, будет ли это ожидаемая победа, или снова всё закончится неудачей.

Щаденко докладывал, что в ряде районов страны успешно формируются части и даже соединения из добровольцев, в основном возраста около 50 лет или совсем молодых. То есть из тех, кто не подпадал под всеобщую мобилизацию. Стоит тут напомнить, что после начала войны по всей европейской части страны формировались истребительные отряды из лиц, по какой-то причине не подлежащих мобилизации. Задачей отрядов была борьба с воздушными десантами, диверсантами и просто поддержание порядка. Это не воинские части, они содержаться местными органами власти, и лица, в них состоящие, не являются военнослужащими.

Товарищ Щаденко предлагает взяться за дело более серьёзно и на базе всех этих истребительных и прочих отрядов сформировать две армии.

Первую из армий формировать в южных районах, в Сталинградском военном округе и на Северном Кавказе. Назвать её «1-я Конная партизанская армия народных мстителей». В составе армии иметь шесть-семь дивизий. В дивизии три конных полка по 1100 человек и один пластунский в 2088 человек. Всего в дивизии 5483 человека. Более подробный штат, который Щаденко прилагал, к сожалению, не опубликован. Всего численность армии— 33008 человек (видимо, всё-таки шесть дивизий).

Вторую армию предлагается формировать в Московском округе из приволжских, уральских и сибирских партизан и добровольцев. Эту армию предлагается назвать «1-я стрелковая партизанская армия народных мстителей». В её составе пять дивизий. В дивизии два стрелковых полка по 1788 человек, кавалерийский полк в 1100 человек и конно-стрелковый разведывательный батальон в 500 человек, который зимой действует на лыжах. Всего в дивизии 5271 человек. Общая численность армии из пяти дивизий — 26465 человек.

Все соединения укомплектовать в большом числе коммунистами и комсомольцами, во главе поставить проверенные кадры.

Вооружить трофейным немецким стрелковым оружием, миномётами, гранатами и бутылками с горючей смесью.

Товарищ Щаденко в качестве довода в пользу формирования, считает, что крупные объединения войск будут увереннее и решительнее действовать в тылу.

Как я понимаю из документа, армию планировали пустить в дальним тылам немцев как мощный ударный кулак, сметающий сразу всё на своём пути. Таким образом армии должны была полностью нарушить всё снабжение немецких войск, освободить целые районы оккупированной территории.

Формирование и содержание соединений и частей предлагалось возложить на местные органы. Начальствующий состав должно было представить управление кадров РККА. Начальствующий состав должен был получать полторы нормы денежного содержания по сравнению с РККА, младший комсостав — 500 рублей, рядовые по 200. Семьи рядовых партизан должны были содержаться за счёт Наркоматов соцобеспечения республик, а руководящего состава — за счет Наркомата обороны. Эти моменты говорят о том, как формировались партизанские отряды, поскольку схема была примерно одинаковая для всех.

Этот план был отвергнут, как несоответствующий текущей обстановке.

Сложно точно сказать, что именно и какой обстановке не соответствовало тогда. Но как мне кажется, план изначально был не совсем грамотный.

Уж к декабрю 41-го можно было понимать, что пущенная по тылам масса конницы, будет уничтожаться авиацией без всякой пользы для нас. Ну разве что боеприпасы немцы потратят.

Ведение партизанской войны требует особой подготовки, и, хотя, планировалось выделить несколько запасных частей, специально для подготовки партизан, совершенно непонятно, где собирались брать в декабре подходящие кадры. К тому времени все людские резервы давно были поставлены под ружьё, всё, что изыскивалось, сразу же шло на фронт.

То, что имелось большое число всяких истребительных отрядов и разных ополченческих формирований, о которых пишет Щаденко в начале документа, так их мобилизовать нельзя. Поскольку они же не от нечего делать в истребительные отряды записывались, а в свободное от работы время. Конечно, когда немцы приходили, то истребительные отряды превращались в партизанские, но Щаденко предполагал в декабре 41-го, что немцы дойдут до Кавказа и Волги?

Но главное на мой взгляд вот что. Сформировать не то что армию, даже дивизию, не давая ей необходимую для войскового соединения структуру — это обречь на гибель. Можно воевать отрядом в несколько сот человек, имея на вооружении лишь винтовки, пулемёты и миномёты. Но если собирать несколько тысяч бойцов и пускать их в бой вместе, то им нужны средства поддержки в виде артиллерии, противотанковые средства, средства противовоздушной обороны. Потому в войне и действовали партизанскими отрядами в 200-400 человек, которые в случае надобности собирали вместе.

Появись вся эта масса в пять-шесть дивизий в немецком тылу, сначала, как уже написал, её бы громили авиацией, потом окружили и добивали артиллерией и танками. Именно добивали, потому что ответить партизанам было бы нечем. Скорее всего вся армия вскоре бы разбилась на небольшие отряды и действовала отдельно. Что, собственно и сделали, без всяких сложностей.

Я бы ещё обратил внимание вот на что. Самым подходящим местом товарищ Щаденко счёл южные края: Дон, Кубань, Терек. То есть те места, где осенью 42-го партизанского движения вообще не удавалось организовать, в том числе и по причине противодействия местного населения. Как указано в отчётах НКВД, местные жители (в первую очередь донские и кубанские казаки) и сами боролись с партизанами, и выдавали их немцам. Если вспомнить, что в тех краях немцы сформировали целый казачий кавалерийский корпус, намного большей численности, чем предлагаемая Щаденко партизанская армия, а кроме корпуса ещё много чего, то сложно представить, как повела бы себя партизанская конная армия, сформированная на Дону и Кубани.

Словом, как много мы всего не знаем про партизанское движение Великой Отечественной войны. И не только про него.

Рекомендую вам мою статью:

Самый нелепый миф про истребительные батальоны