Найти тему
Живопись

Художник Дмитрий Севрюков: тайная жизнь вещей

Натюрморт — это тайная жизнь вещей. Всё то, что происходит на полотне благодаря мастерству художника, но зачастую — помимо его воли. То, что живописец никак не мог предвидеть, любовно расставляя предметы перед началом сеанса, но смог понять, прочувствовать и перенести на полотно в процессе работы.

Натюрморт — это то, что отказывается быть неподвижным и неизменным. Даже будучи поставленным в вазу, разложенным на скатерти или налитым в бокал. И не верьте определениям формалистов, которые заявят Вам, что натюрморт — это такой живописный жанр, который сосредоточен на изображении неодушевлённые предметов.

Ерунда. Потому что в таком случае это будет не живопись, а «мёртвопись». Натюрморт обязан раскрывать зрителю ту «химию» отношений, что возникают между его отдельными объектами и явлениями. Игры теней, контрастов, очертаний и текстур должны не просто радовать глаз, но порождать контексты, ассоциации, настроения.

О замечательном современном мастере натюрморта Дмитрии Севрюкове в сети пишут редко и мало. Постоянные читатели нашего канала наверняка заметили, что мы часто используем такую формулировку, рассказывая о том или ином современном художнике. Но что поделать, если так оно и есть? В середине 2010-х наш герой получает признание в Западной Европе, а затем и в США. Его картины становятся финалистами международных конкурсов, таких как ежегодная выставка под эгидой Artist's Magazine (Цинциннати, штат Огайо). Организация Fine Art World называет его художником месяца, а проект Art Renewal Center и вовсе присваивает ему статус «живого классика». Однако, на этом информация о творчестве интереснейшего художника, продолжающего академическую традицию европейской живописи XVIII- XIX вв., фактически исчерпывается.

А ведь сегодня не так легко вспомнить имена действующих мастеров, которые продолжают следовать канонам давно уступившего фотографии искусства, одушевляющего неодушевлённое. Кроме того, в работах Севрюкова содержится много самостоятельных оригинальных решений и выраженной творческой индивидуальности. К примеру: стараниями героя нашей статьи явные отсылки к творчеству мастеров раннего Ренессанса органично уживаются с элементами барокко. Картины, тяготеющие к строгому и лаконичному реализму, перемежаются романтично- фэнтезийными зарисовками, способными увести сознание зрителя за горизонты воображения.

Стиль работ Севрюкова нарочно дистанцирован от техники импрессионистов. И уж тем более- постимпрессионистов. Но эта консервативность есть от что иное как осознанный выбор художника. Обращаясь на своих полотнах к тайной жизни вещей, и не прибегая при этом к суетливой технике отрицающих «длинный» мазок импрессионистов и прочих пуантилистов, автор возвращает нас в ту эпоху, когда внутреннее отражение красочных слоёв превалировало над внешним. Когда тихое мерцание искусно прописанных, сложных текстур «умело» рассказывать о тактильных ощущениях, должных возникать при прикосновении к изображённым объектам. Когда полумрак не стеснялся быть текуче-плавным, словно вечерний туман. А тоновые контрасты не кричали о себе как о чём-то самоценном, вместе с мягкими взаимодополнениями границ и форм «работая» на общую ауру полотна. Её преобладающее настроение.

Словом, мы пребываем в полнейшем восхищении от натюрмортов Севрюкова. Они — как раз то необходимое связующее звено, что не даёт сегодня распасться на «до» и «после» (и без того непростой) истории искусства отечественного натюрморта. Надеемся, что Вы, дорогой зритель, разделите с нами этот тихий восторг. Так или иначе — ждём Ваших отзывов в комментариях.

Автор: Лёля Городная. Вы прочли статью — спасибо. Подписаться