Найти тему
Валерий Грачиков

Летчик-штурмовик по фамилии Беда. Дважды Герой Советского Союза, между прочим

Вот надо же, как повезло летчику-штурмовику Леониду Беде с фамилией. Представьте, как немцы сообщали своим бойцам:

- Ахтунг, ахтунг, в небе Беда.

На самом деле, конечно, легенду о том, что такие сообщения бывали, принято рассказывать о Покрышкине, а в реальности их не было ни при вылетах Покрышкина, ни тем более, когда свою боевую задачу выполнял летчик Беда. И вообще, если почитать воспоминания летчиков с обеих сторон, то в них четко и ясно прописано – с кем на самом деле дрались, в большинстве случаев не знали. И уж, конечно, никто не высматривал какие там номера на самолетах. Не до этого было.

И вот эти «Ахтунг, Ахтунг», если бы на самом деле опознали летчика – первый ориентир на сбитие. Потому что на такого важного аса, конечно, сразу начнут охотиться все, кто может дотянуться. А уж летчику-штурмовику вообще такая слава не нужна – ему бы зайти на цель как можно незаметнее и неожиданнее, подавить зенитки, выполнить заход на цель, если получится, то не один, а потом уйти от истребительной авиации противника и живым добраться до аэродрома.

Леонид Игнатьевич сфотографировался в красивой компании. Категорически одобряю, отличная фотография!
Леонид Игнатьевич сфотографировался в красивой компании. Категорически одобряю, отличная фотография!

В 1944 году, когда советские войска освобождали Севастополь и штурмовикам на Ил-2 ставили задачи по штурмовке немецких позиций на Сапун-горе, ведущий группы Беда вел своих летчиков к цели на бреющем полете, на высоте несколько метров, по балкам, чтобы появиться перед ощетинившимися зенитками позициями максимально неожиданно.

А ведь до этого, во время удара по аэродрому Курман-Камельчи (ныне Красногвардейское) в крымской степи, 7 апреля 1944 года, Беда был сбит. В самолет попал осколок, перебивший маслопровод, после чего заклинило двигатель и пришлось садиться в степи на вынужденную. Немцы уже поехали к севшему советскому самолету на бронетранспортере, но группа, которую вел Беда, вернулась во главе с его ведомым Анатолием Брандысом (то же стал дважды Героем) и ударила по немцам. А потом один из летчиков группы, лейтенант Береснев, у которого этот вылет был первым боевым заданием, сел рядом со сбитым.

И дальше была воздушная акробатика на виду у немцев. Забрались, куда пришлось: по рассказам Беда устроился вниз головой в кабину к Бересневу, а его стрелок Семен Романов открыл смотровой люк фюзеляжа и крепко вцепился в самолетные балки. Так и добрались до своих.

С этим стрелком Леонид Беда летал с того момента, как попал на фронт в 1942 году. Статистика говорит нам о том, что воздушные стрелки гибли на Ил-2 намного чаще летчиков. Но это не про экипаж Беды – они дрались с Романовым в паре с 1942 по 1945 годы и совершили вместе более 200 боевых вылетов. Беда стал дважды Героем, а его стрелок – полным кавалером ордена Славы. Судя по биографии Романова, в вылетах им доставалось прилично, но вместе с тем и везло – семь раз садились на вынужденную, шесть раз прыгали с парашютами, но во всех случаях оставались целы.

Потому что понимали друг друга с полуслова, на самом деле был слаженный экипаж. Романову за время их боевой работы удавалось не просто отбивать атаки немецких истребителей, но и завалить несколько «мессеров».

Так что получается, что подходящая фамилия была у Леонида Беды. Как ни глуп каламбур, он на самом деле был бедой – но для себя и своего экипажа, а для немцев. Умелый летчик, командир, которому еще и повезло со стрелком из экипажа. Кстати, Леонид Беда успешно служил и после войны, стал генералом, командовал авиацией Белорусского округа. А его стрелок, гвардии старшина Романов, демобилизовался, жил и работал в советской Риге электриком на одном из заводов.

Вот такие были герои. С «бедовыми» фамилиями.

--------

Для того, чтобы было удобнее находить мои статьи на Дзене, подпишитесь на канал и тогда его удобно изучать в разделе подписок.

Мои статьи и видео доступны также во "ВКонтакте" на YouTube, в Инстаграм