В конце XII в. в Литовских землях происходит разложение родоплеменных отношений и зарождение государственности, и с этого же периода литовцы начинают совершать набеги на русские земли.
Так в Новгородской первой летописи (далее НПЛ) зафиксирован набег литовцев на Псковские земли в 1183 г., а в 1198 г. состоялся поход на Великие Луки. Этот поход довольно интересен тем, что литовцы были не одни, а вместе с полочанами:
На ту же осень придоша полочяне съ Литвою на Лукы и пожьгоша хоромы, а лучяне устерегошася и избыша въ городѣ
Вероятно Полоцкие князья привлекали литовцев в качестве союзников для внутренней междоусобной борьбы, также как князья из южных русских земель привлекали половцев.
С начала XIII в. происходят литовские набеги уже и на Новгородские земли, так в НПЛ они отмечены в 1200, 1210 и 1217 гг, а 1213 г. вновь состоялся набег на Псков. Эти походы носили сугубо грабительский характер и с русскими воинскими контингентами литовцы предпочитали не сталкиваться. А при приближении таковых, быстро отступали. Так из трех перечисленных выше литовских набегов на Новгород, в первых двух случаях новгородцам удалось их догнать, а в третьем литовцам удалось уйти.
Начиная с 20-х гг. XIII в. литовские набеги на Русь учащаются и становятся более масштабными.
В 1223 г. литовцы нападают на земли Торопецкого княжества, на их перехват выехал княживший в Новгороде князь Ярослав Всеволодович, со своей дружиной и новгородский полком. Гнались они за литовцами до Усвята, но так и не смогли их догнать.
В следующем 1224 г. состоялось сражение между литовским войском и видимо городовым полком Русы во главе с посадником Федором. В котором рушане потерпели сокрушительное поражение.
Въ то же лѣто, по грѣхомъ нашимъ, не ту ся зло створи: выеха Федоръ посадник съ рушаны, и бися съ Литвою, и съгониша рушанъ съ конь и много коневъ отъяша, и убиша Домажира Търлиниця и сънъ 5 его, а рушанъ Богъшю, а иныхъ много, а другыхъ по лѣсу розгониша.
В 1225 г. литовское войско вновь разорило Торопецкое княжество и подошло к Торжку. Летописец определяет их численность как 7 тыс. человек. Против них вновь выступил князь Ярослав Всеволодович со своей дружиной и небольшим отрядом новгородцев. К нему также присоединились псковский князь Владимир Мстиславич, торопецкий князь Давид Игоревич с торопчанами, а также новоторжцы. Правда возле Русы, новгородцы отказались идти дальше и вернулись домой.
Литовское войско по своему обычаю в бой с русскими дружинами вступать не стремилось и поэтому попыталось оперативно ретироваться. Догнать его Ярославу Всеволодовичу удалось лишь возле Усвята, где и произошло сражение, в котором как пишет НПЛ, литовцев было убито 2 тыс. человек и отобран весь полон. С русской стороны погиб торопецкий князь Давид Игоревич и "меченоша" Ярослава по имени Василь.
В конце 1229 г. фиксируется еще одно вторжение, в этот раз литовцы разоряли окрестности Любны и Моревы, но и в этот раз новгородцам удалось настичь их и отнять весь полон.
Один из крупных набегов литовского войска состоялся в 1234 г. Им удалось ворваться в Русу и дойти до рынка (торга), однако там рушанам удалось дать отпор захватчикам. Интересно то, что здесь упоминает засада, куда горожане видимо и заманили литовцев.
Томь же лѣтѣ изгониша Литва Русь оли до търгу,Вперёдѣ, и засада: огнищанѣ и гридба, и кто купьць и гости, и выгнаша я ис посада
Выгнав врага из города, рушане продолжили биться с ними в поле, после чего литовцы укрылись в Спасо-Преображенском монастыре, который они разграбили дотла, а затем отступили в направлении Клина.
К этому времени весть о литовском набеге дошла до новгородского князя Ярослава Всеволодовича, который вместе со своей дружиной и новгородцами бросился в погоню. Настигли они литовцев возле Дубровны в Торопецком княжестве и разгромили их.
В октябре 1238 г. псковская дружина разгромила литовский отряд под Камно, опять же здесь в летописи упоминается слово засада.
А в сентябре 1239 г. здесь же под Камно уже литовская засада избивает псковичей.
В этом же году литовский князь, имя которого к сожалению не упомянуто в летописях, захватил Смоленск. Ярослав Всеволодович, ставший год назад Великим князем Владимирским, не смотря на тяжелое положение в котором оказалось его княжество в результате ордынского нашествия, все же совершил поход на Смоленск, выбив оттуда литовцев и взяв в плен их князя.
В результате этого похода Смоленским князем становится Всеволод Мстиславич, который был лояльно настроен по отношению к Ярославу Всеволодовичу.
В 1239 г. состоялась свадьба сына Ярослава Всеволодовича Александра, будущего Невского на дочери Полоцкого князя Брячислава, венчание проходило в Торопце, а праздновали здесь, а затем в Новгороде.
Оженися князь Олександръ, сынъ Ярославль в Новѣгородѣ, поя в Полотьскѣ у Брячьслава дчерь, и вѣнчася в Торопчи; ту кашю чини, а в Новѣгородѣ другую. Того же лѣта князь Александръ с новгородци сруби городци по Шелонѣ.
После чего Александр вместе с новгородцами строят укрепления по реке Шелони, явно предназначавшиеся для отражения литовских набегов.
В 20-30-е гг. XIII в. количество литовских набегов на русские земли заметно увеличивается, они становятся гораздо масштабнее, а участвующие в них воинские контингенты более многочисленными. Также происходит первый случай перехода от грабительских налетов к полноценной экспансии и попытка, пока еще неудачная, закрепиться на захваченных землях, в частности в Смоленске.
Продолжение следует...
Изучайте историю и подписывайтесь на канал!!!👍