Современным людям, привыкшим к наличию всего одной законной формы брачных уз, сложно представить, что может быть иначе. Сейчас всё просто — есть штамп в паспорте, значит человек женат (или замужем). А если штампа нет — свободен. У древних римлян паспортов не было, но с браком у них тоже сперва всё было просто. Если мужчина и женщина живут под одной крышей год или дольше, то они считаются мужем и женой. По этой причине многие римлянки каждый год на три дня перебирались к родителям (или иным родственникам), чтобы не считаться замужними.
Зачем они это делали? В патриархальном обществе, каковым был древний Рим, мужчина имел полную власть над своей супругой, детьми и всеми прочими домочадцами. Жена не могла владеть собственностью, всё семейное достояние принадлежало мужу. Как и дети, которых муж мог убить, продать в рабство или просто выгнать на улицу. С женой он также мог делать почти всё, что хотел. Разве что убить не мог без веской причины. А если причина была (к примеру, жена взяла без спроса ключ от винного погреба), то древнеримский суд его оправдывал.
Эта разновидность брачных уз в римском праве называлась cum manu (в буквальном переводе «с рукой»). Женщина, покидая дом своих родителей, где над нею властвовал pater familias (отец семейства), переходила под руку мужа. Для этого, как уже говорилось, было достаточно прожить вместе один год — такой брак назывался usus (привычка, давность). Согласно законам XII таблиц, trinoctium (отлучка на три ночи) лишала его законной силы.
А для желавших брачной церемонии у древних римлян имелся обряд coemptio (покупка). Пара считалась мужем и женой после того, как в присутствии пяти свидетелей жених выкупал её у отца за одну мелкую монету. В этом случае женщину спрашивали, хочет ли она стать матерью семейства и она должна была ответить согласием. Этот обычай, издавна существовавший у плебеев, также практически исчез к закату римской Республики.
Патриции вступали в брак намного торжественнее. В обряде confarreatio участвовало целых десять свидетелей, а проводили его священники: pontifex maximus (главный жрец) и flamen Dialis (жрец Юпитера). Молодожёны приносили торжественную жертву богам. Согласно Дионисию Галикарнасскому, изобретение этого обряда приписывали Ромулу, основателю Рима. Плиний писал, что такой брак считался священным и поэтому не допускал развода.
Богатые римляне стремились обеспечить гарантии как самой невесте, так и её семейству. Десять свидетелей, участвовавшие в заключении брака, также ставили подписи под tabulae nuptiales (брачным контрактом), который перед этим публично зачитывался. В нём скрупулёзно перечислялась собственность невесты, передаваемая ей семьёй. Муж впоследствии не мог лишить её этого имущества по собственному произволу.
Кроме брака cum manu, в позднем Риме стали популярными браки sine manu (без руки), в которых жена уже не была в полном владении её мужа. Совсем без опеки женщин не оставляли, по причине их «природной легкомысленности», так что у жены имелся законный опекун, как правило из числа её родственников. Такой брак давал жёнам намного больше свободы. К концу эпохи Республики женщина легко могла поменять опекуна, просто заявив, что тот отлучился больше чем на сутки. Женщины получили право инициировать бракоразводный процесс, прежде это мог сделать только муж. Вся собственность жены в случае брака sine manu оставалась при ней.
В древнем Риме можно было вступить в брак даже заочно, то есть в отсутствие жениха, но не невесты. В обряде участвовала будущая супруга и родня со стороны мужа. Такой брак считался официально заключённым, если имелось письмо жениха, находившегося в этот момент вдали от дома. Невесту торжественно вводили в дом жениха, с этого момента она считалась его женой.
Последней формой брака, бытовавшей у римлян, был конкубинат, то есть сожительство. Если по каким-то причинам пара не могла жениться официально (обычно из-за большой разницы в социальном статусе), то они просто жили вместе. Их дети считались рождёнными вне брака (отец мог их официально усыновить, если хотел), имущество также оставалось раздельным. Конкубинат получил распространение ещё в республиканские времена, в имперском Риме стал весьма частым явлением и оставался таковым вплоть до распространения христианства.
Также будем рады, если вы подпишетесь на наш канал на ютубе . Также если вам нравятся наши статьи вы можете поддержать нас, став нашим патроном на Patreon.
© Булат Мамлиев