В 1990-е гг. Сергей Соловьев приезжал в наш студенческий Томск показывать 3 главных своих фильма в рамках акции «Голосуй или проиграешь!» (это когда Бориса Ельцина на пост избирали).
Ну, оценивать его за участие в той акции мы сегодня не будем. А вот секретом, которым он поделился, выступив перед показом «Ассы» в нашем к/т, я в свою очередь поделюсь с вами.
Фильм «Асса» сразу стал легендой для понимающих – стоило ему только выйти на экраны. Помимо интересной игры актеров, зрители душевно отнеслись к показу Сергеем Соловьевым певцов, любимых всё теми же понимающими:
- спел сам Виктор Цой;
- прозвучали песни Бориса Гребенщикова (в том числе одна из самых пoтpяcaющих его песен – «Плоскость», причем в сцене, где герои парят над городом в кабинках на канатной дороге);
- прозвучала песня Жанны Агузаровой с группой «Браво»...
По сути, в своей андеграундной кино-трилогии, открытой этой фильмом, Соловьев «забил» нишу русского poка. Режиссер лично дружил (и подруживал) с нашими певцами и хотел показывать их в своих картинах. Это был настоящий пpopыв для тех лет.
2-м фильмом трилогии стал «Черная роза – эмблема печали, красная роза – эмблема любви», вышедший на экраны через 2 года поcле «Ассы»,
а 3-м – «Дом под звездным небом», появившийся еще через 2 года.
Но и помимо этих звезд, в фильме много андеграундных фигур. Один мальчик Бананан чего стоит.
Кстати, это именно с его подачи фильм получил такое странное название. Вернее, с подачи актера – Сергея Бугаева.
В интервью Соловьев признавался, что сначала он планировал назвать фильм «Здравствуй, мальчик Бананан». То есть так же, как называлась основная песня в нем.
Но, согласитесь, было в этом названии что-то не то:
- слишком большое;
- не полностью исчерпывающее;
- не совсем символично-загадочное – не в духe пресловутого андеграунда.
И вот как-то игравший Бананана актер сказал режисеру: «Если хотите фильму успеха, то назовите его "Асса"».
Прежде чем рассказывать о дальнейшем обсуждении, надо все-таки пару слов сказать о самом Бугаевe. Иначе вы не поймете сути, изюминки.
Соловьеву в кино очень хотелось психологически-художественно показать треугольник:
1) богатый и деловой, умный и влиятельный, но пожиловатый мужчина;
2) его молодая и красивая, но вынужденно находящаяся рядом подруга;
3) интересный и остроумный, смелый и незаурядный, но странноватый молодой парень с идеями «не от мира сего».
На роль мужчины Сергей Соловьев пригласил респектабельного режиссера Станислава Говорухина. В роли девушки снялась собственная жена Соловьева – пpeкpacная Татьяна Друбич. А вот с парнем вышли сложности.
Это была необычная роль. Роль, выбивавшаяся из привычных стандартов. Роль, знаменовавшая переход к новой социальной и исторической эпохе – пресловутым 1990-м…
Ее нельзя было сыграть. Ее можно было только прожить. И, стало быть, актера надо было найти именно такого, каким был сам Бананан.
Сергею Соловьеву виделся в этом образе… Борис Гребенщиков.
Однако при всей моей личной глубокой любви к БГ могу сказать: хорошо, что он не стал сниматься. Как верно сказал сам Борисыч, певцы должны петь, актеры – играть… пироги должен печь пирожник, а «сапоги тачать» – сапожник… словом, каждый должен делать свое дело.
И вообще ему было тогда 33 года – явно не возраст юнца Бананана.
В общем, певец не стал сниматься. Но он поступил гораздо мудрее: привел подходящего актера.
Вернее, этот человек был не профессиональным актером, но начинающим художником. И прозвище у него было странное, самим же Гребенщиковым данное: Африка.
Не его ли подразумевал БГ в своей песне «Я вызываю капитана Африка»? :)
Парень был не просто странным, но очень странным. Каким именно? Да, собственно, таким же, как… Бананан: жившим в заповедном мире снов, слушавшим музыку Вселенной и говорившим на своем языке.
Хотя люди с мышлением попроще считали его просто разгильдяем. :)
Впрочем, в 2000-х гг. Бугаев стал-таки популярным художником. Его картины появились в музеях и частных коллекциях в разных странах, например в США, Австрии.
Он также основал фонд в поддержку молодых художников, принимал участие в разных социальных проектах, даже был доверенным лицом Владимира Путина.
Но... сейчас Бугаеву уже 55 лет, а друзья до сих пор называют его мальчиком Банананом.
Словом, как поделился с нами своим секретом Соловьев, выступая в томском к/т, вот такой человек предложил ему назвать фильм странным словом.
О том, что это за «Асса» такая, Африка ответил лишь на следующий день. Отвечал он долго и путано.
В его рассказе было много разных «чистых» и «нечистых» тварей, спасенных в ковчеге Ноя. Рассказ закончился тем, что этот ветхозаветный праотец, выйдя на землю после длительного плавания в ковчеге, вскричал: «Ас-с-са!!»
У режиссера, хоть и любившего все необычное, реакция все же была самая простая: что за чyшь?
И тогда Бугаев вдруг предложил: если не понравилось про Ноя – пусть тогда Асса расшифровывается как «Автор Соловьев Сергей Александрович».
Судя по всему, автору интерпретация понравилась. Да и слово было яркое, многозначное, емкое, достаточно загадочное. Вот так фильм и назвали.
Впрочем, совсем недавно в СМИ появилась новая теория, озвученная в интервью самим Сергеем Бугаевым.
Он рассказал, что в период съемок «Ассы» актеры много неформально общались, в том числе пили винo «Массандра» (дело-то было в Ялте). И во время одной из таких посиделок кто-то из них на этикетке бутылки зачеркнул несколько букв. Вместо слова «Массандра» осталось «Асса».
Поначалу веселая тусовка хотела написать на винзавод предложение переименоваться. Но потом слово подхватил режиссер и оно стало названием фильма.
П. с. Также о семье Соловьева и Друбич читайте статью «На грани фола и закона: топ-5 пикантных браков знаменитостей разных времен», а о других картинах Соловьева и прочих режиссеров той же ниши – статью «7 легендарных фильмов, где звучат лучшие классические рок-песни».