Найти тему
Коммуникатор

Как формировать корпоративную культуру и формализовать ее?

Оглавление

Главные правила

  1. В формировании / трансформации корпоративной культуры участвует вся компания, а не только HR-департамент. Он, в основном, предоставляет инструменты и является носителем экспертизы.
  2. Процесс формирования культуры – длительный процесс. Не достаточно просто повесить плакаты на стены, распечатать брошюры и ожидать, что сотрудники начнут меняться. Терпение – наше всё.
  3. Руководство – пример поведения. И важно, чтобы оно вело себя в соответствии с желаемой культурой. В противном случае мы получим две культуры: декларируемую и реальную :(

Здесь можно почитать зачем и когда нужно менять корпоративную культуру.

Формализация

Как и где зафиксировать корпкультуру?

  • Определение миссии, видения, ценностей компании (часто фиксируются в кодексе корпоративной этике положениях о корпоративной культуре компании в culture book)
  • Определение стандартов поведения сотрудников компании (ролевые модели поведения). Обычно они отражаются в модели корпоративных и управленческих компетенций и участвуют в оценке персонала.
  • Формирование традиций в компании (какие мероприятия, конкурсы и активности проводите, где, чем и как награждаете лучших, как принимаете новичков и и т.д.)
  • Формирование корпоративной айдентики (атрибутика, сувенирка мерч с лого, слоганами, ценностями)

А тут можно посмотреть какие бывают инструменты диагностики корпоративной культуры.

Процесс формирования корпкультуры

1 этап - аудит

  • Анализ внутренних данных: стратегии, существующих ценностей, корпоративных коммуникаций, опросов сотрудников, HR бизнес-процессов.
  • Проведение внутреннего исследования текущей корпоративной культуры (как есть, как хотим).
  • Проведение фокус-групп и глубинных интервью с ключевыми менеджерами (разного уровня, функций, территории)

2 этап - Создание/апгрейд

-2

Мы советуем использовать проверенную годами и зарекомендованную модель Top-bottom-top (верх-низ-верх).

  • Проведение сессии с топ-менеджментом (на создание новых ценностных ориентиров /апгрейд существующих под планируемый тип культуры).
  • Проведение фокус-групп и глубинных интервью с сотрудниками (на коррекцию того, что предложила топ-команда)
  • Фасилитационная сессия с топ-менеджерами на утверждение целевой культуры, ценностей и моделей поведения.

3 этап - Визуальная разработка

-3
  • Разработка визуальной концепции и отрисовка образов и элементов, верстка под разные носители. Т.е. делаем полный визуал на миссию, видение, каждую из ценностей).
  • Создание коммуникационной кампании для внедрения и продвижения принципов новой культуры и моделей поведения (что, для какой целевой аудитории, через какие каналы, в какие сроки…)

4 этап - Внедрение

-4
  • Интеграция обновленной ценностной модели в ключевые процессы компании
  • Внедрение и продвижение новых ценностей и моделей поведения нижеописанными и дополнительными способами
  • Проведение обучения амбассадоров изменений

Внедрение в HR-процессы

  • Подбор по ценностям
  • Программа адаптации, показывающая ценности в действии с первых дней работы в компании
  • Программа обучения (пересмотр тренингов, вебинаров, обучения на месте и т.д.)
  • Проведение оценки (модель корпоративных и управленческих компетенций)
  • Программа развития
  • Программа материальной и нематериальной мотивации
  • Позитивное расставание (выходное интервью)
  • Разработка стратегии внутренних коммуникаций
  • HR-документация

Внедрение в бизнес-процессы - описание БП, выявление несоответствий ценностям, пересмотр БП.

Транслируем ценности через:

-5
  • Модели поведения, указанные в ценностях
  • Личный пример высшего руководства и линейных менеджеров
  • Электронные средства коммуникации
  • Визуальные средства коммуникации
  • Печатную и сувенирную идеологическую продукцию
  • Корпоративные мероприятия и активности

А каким алгоритмом формирования корпкультуры пользуетесь вы?

Если есть вопросы - пишите в комментариях. Могу поделиться тесто на определение типа вашей корпоративной культуры, если поставите плюс в комментариях ;)

#видение #управление бизнесом #управление людьми #управление персоналом #создание ценностей #импакт #кадры #шонина #наталья шонина #коннектикум