Картина “Купчиха за чаем” Бориса Кустодиева была написана в тот период, когда о таких теплых чаепитиях можно было бы только ностальгировать. Шел 1918 год - время голодное и холодное. Сам художник серьезно болел - из-за опухоли у него были парализованы ноги. Окружали его реалии страшные - голод, разруха и нищета.
А на полотне - монументальная и пышная барышня, которая неторопливо и со вкусом пьет чай на балконе. Вальяжная и белотелая. Мизинец ее кокетливо отставлен. На столе - недоступные более яства. Поклонники творчества сравнивали купчиху с Джокондой.
Специалисты считают, что вот этой своей картиной художник прощается со старым, бьющимся в агонии, миром.
Позировала художнику, конечно же, не купчиха. Моделью была юная девушка: дворянка, студентка-первокурсница медицинского университета. Звали девушку Галина Адеркас. На момент написания картины ей было около двадцати лет. Модель была соседкой четы Кустодиевых. Позировать ее пригласила жена художника - очень уж Галина попадала в образ.
Происходила “купчиха” из старинного рода прибалтийских баронов Адеркас. Род Адеркас был известен с XIII века. Одна из представительниц фамилии была воспитательницей Анны Леопольдовны.
Кустодиев, как все мы знаем, любил писать определенный тип женщин - дородных, заметных, с крупными и яркими чертами лица. Худосочные модели, по шутливому признанию художника, на творчество его совсем не вдохновляли.
Стоит отметить, что Адеркас, хоть и была девушкой крупной, но все же не настолько, какой изобразил ее художник. На сохранившихся набросках видно, что в жизни Галина была куда стройнее, чем на картине. На картине же она не только крупнее, но и старше.
Судьба Галины Адеркас прослеживается до начала 30-х годов. Она недолго работала хирургом, а позже медицину оставила и занялась музыкой.
Работала в озвучке фильмов и выступала в хоре при Управлении радиовещанием. Возможно, она работала потом в цирке, поскольку исследователи нашли небольшую монографию за авторством некой Г. Адеркас «Цирк – это мой мир».
В 1923 году Борис Кустодиев написал еще одну картину с женщиной и чаем - “Купчиха, пьющая чай”. За спиной у этой купчихи уже не видно куполов церквей и закатного неба. Златокудрая героиня полотна вдохновила актрису Нонну Мордюкову на создание образа купчихи Белотеловой в фильме «Женитьба Бальзаминова».