При описании действий Вермахта, и оккупационной администрации, в большинстве работ опускается описание его структуры, что ведет к неясностям при описании событий. Авторы советской школы, чаще всего, рассматривают Вермахт, только как армию, проводя аналогию со структурой РККА, что в корне неверно. Да, внешне (если брать дивизию Вермахта и советскую дивизию) вооруженные силы этих стран были в чем-то похожи. Отличие было в структуре управления.
Рабоче-крестьянская Красная армия, создаваемая, прежде всего, для защиты страны, по имени СССР, являлась армией, в традиционном смысле этого слова, причем, армией (изначально) созданной с оборонительными целями.
В том случае, когда РККА вступала на территории, ранее не входившие в состав СССР, подключались войска НКВД. Армия выполняла только армейские задачи, и не более того.
В общем-то, Рейхсвер, (пока не стал Вермахтом), имел примерно ту же структуру: «штаб+войска+обоз=армия». Немецкая армия была традиционной и была похожа на армии других стран, но, с 1935 года в ее структуре начались динамичные изменения.
Сначала появилась армейская разведка и контрразведка («Абвер»). Изначально, служба позиционировала себя исключительно как контрразведка, о чем говорит ее название[1]. Со временем, функции этой службы изменились. Затем, в Вермахте начала меняться служба тыла. После реорганизации, немецкая армия получила не традиционный «армейский обоз», в задачу которого входила лишь доставка всего необходимого армии, а, достаточно развитую службу с множеством функций и задач.
К началу Второй Мировой войны, это была уже военно-административная организация, направленная на захват и «освоение» новых территорий. Отличием Вермахта от остальных армий заключалось в том, что это военно-административное образование имело в своем составе ряд специализированных подразделений:
-армейскую разведку и контрразведку (Абвер)
-развитую службу тыла, которая была ориентирована на работу по снабжению войск, действующих на большом удалении от границ Германии, которая имела в своем составе специализированные подразделения по работе с пленными, развитые ремонтные службы со складами запасных частей для техники.
-развитый военно-административный аппарат, способный «подготовить» захваченную территорию для передачи «гражданской» оккупационной администрации, и имеющий в своем составе первичные военно-административные образования (комендатуры), жандармерию и тайную полевую полицию
Вермахт получал продовольствие, осуществлял ремонт автотехники, ремонт обмундирования за счет захватываемых территорий. Извне, из Германии, армия получала только указания, пополнения, топливо, боезапас и новую боевую технику.
Тыловые штабы Вермахта, это достаточно развитый аппарат управления, состоящий из штабов тылового района (Koruck), приданных группам армий, которым были подчинены штабы тыловых районов армий.
В структуре этих штабов предусматривались:
-подразделения по ликвидации остатков сопротивления и установлению первичной администрации в прифронтовой полосе. Как правило, это были охранные дивизии, подчиненные штабу тылового района, в состав которых входили: ударная войсковая группа, охранные части для охраны пленных и войскового имущества и комендатуры, которые обслуживали подразделения жандармерии и тайной полевой полиции.
-подразделения для восстановления разрушенной инфраструктуры на захваченных территориях: ж/д и автомобильных дорог, перешивка ж/д колеи на европейский стандарт, восстановление мостов, заводов, мастерских, необходимых армии и.т.д. В связи с этим, Вермахт имел в своих тылах достаточно много строительных, дорожно-строительных, мостостроительных батальонов, подразделения строительной «организации Тодт», технические батальоны
-ремонтные подразделения для восстановления техники, мастерские по ремонту обуви, обмундирования, амуниции, конской упряжи.
-подразделения по работе с пленными (фильтрационные, а, иногда и стационарные лагеря для военнопленных, станции сбора военнопленных)
-подразделения пропаганды, которые работали, как со своими частями, так и с местным населением на захваченных территориях. Эти же подразделения вели пропаганду на линии фронта, осуществляя заброс листовок и вещание на территорию, занятую войсками противника.
-подразделения военной торговли
-органы военного управления (комендатуры)
-подразделения военной юстиции, жандармерии, тайной полевой полиции и.т.д.
Полевая жандармерия (Feldgendarmerie) осуществляла функции военной полиции в зоне ответственности военной администрации. Обычно, в ее задачи входили следующие задачи:
-регулировка движения войск на марше;
-установка контрольно-пропускных пунктов, проверка документов,
-розыск дезертиров и приведение в исполнение приговоров военно-полевого суда.
Чуть позже, в ее функции вошли задачи:
-по проведению проверок среди местного населения
-по охране захваченной техники и материальных ценностей
-контроль сдачи оружия населением.
Как правило, подразделения жандармерии были полностью моторизованными.
Функции тайной полевой полиции (Geheime Feldpolizei) были аналогичны функциям государственной тайной полиции (гестапо) в зоне военной администрации. В ее задачи входило:
-организация контрразведывательных мероприятий по охране штабов и личная охрана высшего командного состава;
-наблюдение за сохранением военной и государственной тайны, контроль за соблюдением режима секретности,
-контроль за отправкой военной корреспонденции, за работой цензуры, наблюдение за почтовой, телеграфной и телефонной связью гражданского населения;
-содействие в охране почтовых сообщений;
-розыск оставшихся на оккупированной территории военнослужащих армий противника;
-проведение дознания и надзор за подозрительными лицами в зоне военных действий.
Подразделения тайной полевой полиции были представлены группами (Gruppe) при штабах групп армий, армий и полевых комендатурах, и комиссариатами (Kommissariate) – при штабах корпусов и дивизий.
На начальном этапе войны, Вермахт не брал на себя лишь одну функцию: функцию проведения «партийной политики» на оккупированных территориях, которая заключалась в «работе» с «нежелательными группами населения» и материальными ценностями этих групп. Поэтому, помимо армейских полицейских и жандармских частей каждая группа армий имела в оперативном подчинении «довесок» — айнзац-группы, многопрофильную службу, подчиненную Главному управлению имперской безопасности (РСХА).
13 марта 1941 года состоялось совещание между начальником Главного управления имперской безопасности (РСХА) СС-группенфюрером Рейнхардом Гейдрихом и генерал-квартирмейстером Генштаба сухопутных войск генерал-майором Э. Вагнером. Результатом их переговоров стало создание так называемых оперативных групп (Einsatzgruppe) Службы безопасности (СД), которые должны были действовать в тыловых районах групп армий
Эти многопрофильные моторизованные «подразделения» находились в ведении и подчинении РСХА, и состояли из служащих полиции безопасности (состоящей из государственной тайной полиции Гестапо иКрипо, т.е. уголовной полиции), Службы безопасности (СД), полиции порядка (Орпо) и небольших подразделений войск СС, выполняющих вспомогательные функции.
Многие авторы указывают, что в составе этих групп действовали и местные коллаборационисты. Это ошибочные данные. Летом и осенью 1941 года (до 2 января 1942 года) эти подразделения имели запрет на использование в их составе «расово неполноценных элементов». Наличие иностранцев, «хиви», добровольцев «со стороны» в айнзац-группах в 1941году, ни в коем случае, не допускалось.
Командный персонал формировался исключительно по партийным спискам. Рядовой состав набирался из состава служащих в полиции и СС. В связи с нехваткой «квалифицированных кадров», для укомплектования айнзац-групп был полностью задействован выпуск 1941года Берлинского училища полиции. Вспомогательный персонал, такой, как водители, радисты, переводчики, писари и т. д. состоял частично из военнослужащих срочной службы, которые не состояли в СС. Лишь со 2 января 1942г. в состав групп было разрешено принимать «местные кадры» (численностью не более 80 человек на каждую команду на вспомогательные должности: водителей, переводчиков, писарей и.т.д.). Айнзац-группы делились на айнзац-команды.
Крым находился в полосе наступления группы армий «Юг». Командовал штабом группы армий, (до 1 декабря 1941года), Герд фон Рудштедт, который к тому времени, уже стал фельдмаршалом. Может показаться странным, но командующий группой армий «Юг» был жестким сторонником тезиса «Армия должна быть вне политики», и ярым противником нападения на СССР. Однако, именно ему было поручено осуществить вторжение на южном участке, и именно ему была подчинена самая значительная по численности группировка.
В составе группы армий «Юг» было две прикомандированных айнзацгруппы:
-«С» в секторе «Гоцман» (левый фланг)
-«D» в секторе «Штауфен» (правый фланг). Возглавлял айнзацгруппу «D», которая действовала с осени 1941 года в Крыму, О. фон Олендорф.
В составе айнзацгруппы «D», которая была придана 11-й армии, в ноябре 1941 года числятся следующие подразделения:
-анзацкоманда 10а была придана 30-му армейскому корпусу. Начальник - оберштурмбаннфюрер СС Хайнрих Зеетцен (июнь 1941 — июль 1942).
-анзацкоманда 10b была придана румынскому Горному корпусу. Начальник штурмбанфюрер СС Алоиз Перстерер (1941–1942)
-анзацкоманда 11а была придана 54-му армейскому корпусу. Начальник - штурмбаннфюрер СС Пауль Цапп
-анзацкоманда 11b была придана 42-му армейскому корпусу. Начальник - штурмбаннфюрер СС доктор[2] Вернер Брауне
До вступления на советскую территорию айнзатцгруппа Д располагалась в Румынии, в июне 1941 г. — в Бессарабии (штаб в Кишиневе), зондеркоманда 11а — в Черновцах, айнзатцкоманда 11b — в Тирасполе, айнзатцкоманда 12 — в Белгороде-Днестровском (Аккермане) и Измаиле.
При продвижении Вермахта, вглубь территории, выделялись следующие районы:
-полоса ответственности дивизии, и ее тыловых частей (как правило, 5-10 км), которая обеспечивалась частями самой дивизии и приданными частями.
-полоса ответственности корпуса и его тыловых служб (10-25 км)
-полоса ответственности армии, и ее тылового района. Для выполнения оккупационных функций армия имела приданные подразделения, охранные и конвойные части, части тайной полевой полиции, жандармерии, станции сбора военнопленных, фильтрационные лагеря.
-полоса ответственности группы армий и штаба тылового района группы армий. Для выполнения оккупационных функций до передачи оккупированных территорий «гражданским» рейхскомиссариатам тыловым районам придавались охранные дивизии.
Оккупационные рейхскомиссариаты, после передачи территории от «армейского» командования формировали свои органы управления и силовые структуры. Такова была традиционная, принятая на начальном этапе войны схема.
[1] Abwehr – (нем.) защита, оборона
[2] Приставка «доктор» обозначает, что его обладатель получил высшее «гражданское» образование.