Найти тему

Почему Генрик Сенкевич- плохой писатель?

Оглавление

Здравствуйте, уважаемые читатели. Как говорится, неблагодарное это дело, критиковать великих. Недаром людям, которые пытаются это делать, часто говорят, что они сначала должны создать, что- то похожее на то, что делал в свое время общепризнанный гений, а уж потом высказывать свое мнение.

Нередко в подобных обстоятельствах можно услышать и реплику о том, что, мол такие критикующие считаю себя умнее всех и желают за счет того, что они не уважают непререкаемых авторитетов выделиться среди «серой массы». Памятуя о возможности такого рода отклика на мою новую статью я несмотря не на что все таки рискну сегодня говорить именно то, что я думаю( как впрочем и всегда).

Говорить мы сегодня будем об известнейшем польском литераторе Генрике Сенкевиче.

Сразу отметим, что выступать против такого книжного мастодонта действительно не слишком с руки.

Начнем с того, что пан Сенкевич имеет исключительное звание первого русского лауреата Нобелевской премии по литературе. Такой казус несмотря на «варяжское» происхождение автора связан с тем, что его родина Польша на момент получения им столь высокой награды пребывала в составе Российской империи, а это означает, что творческие заслуги писателя принадлежали не только его этнической родине, но и метрополии к которой она юридически относилась

фото из интернета
фото из интернета

.

Казалось бы, подобное признание мировым сообществом заслуг польского романиста должно резко ограничивать негативные отзывы по отношению к нему. Магия званий исправно делает свое дело и служит ему защитой от слишком уж откровенного остракизма.

Несмотря на все это сегодня, я предлагаю читателям выступить вместе со мной в роли ниспровергателей авторитетов тем более, что совсем скоро мы убедимся в том, что для критического отношения к польскому классику несмотря на всю его формальную «заслуженность» есть серьезные основания.

Начнем мы, пожалуй с причины появления статьи о Сенкевиче на страницах нашего журнала.

Важно заметить, что оно не случайно.

Сенкевич именно «наш клиент»- большинство его творческого наследия относится именно к историко-литературной тематике, которая является одной из самых частых, среди тех о которых пишет наше издание. Здесь принципиально важным является то, что «заслуги» автора в рамках этого литературного направления столь неоднозначны, что требуют серьезного обсуждения, которое я надеюсь не замедлит последовать после того как статья будет явлена читателям.

фото с сайта labirint.ru
фото с сайта labirint.ru

Раз стержневым для себя мы считаем тот факт, что Сенкевич работал в жанре исторической прозы нам необходимо для начала четко обозначить это понятие, отчистив его от устоявшихся стереотипов и клише, которые нередко вводят в заблуждение читающую публику.

Для огромного большинства людей исторический роман это легонькое не к чему не обязывающее повествование про приключения придуманных автором героев и от классического жанра реализма исходя из такой концепции, историческую прозу отличает лишь то, что персонажи действуют на историческом фоне.

роман Вальетра Скотта "Айвенго"- классический пример массового(и неверного) восприятия исторической прозы-фото из интернета
роман Вальетра Скотта "Айвенго"- классический пример массового(и неверного) восприятия исторической прозы-фото из интернета

Подобное отношение к художественно-исторической литературе опасно не только из- за того, что оно в корне превратное, но и потому, что оно широко распространено в обществе, которое в силу своего согласия с ним нередко принимает ложь за истину. На самом же деле вопреки означенной точке зрения в исторической прозе соотношение между литературой и историей должно быть 90 на 10 в пользу последней.

"Фаворит" Валентина Пикуля- пример "правильного" исторического романа с точки зрения концепции- фото из открытых источников
"Фаворит" Валентина Пикуля- пример "правильного" исторического романа с точки зрения концепции- фото из открытых источников

Настоящий исторический роман это почти документальная литература, сдобренная лишь небольшой долей чисто художественных приемов, которые не в коем случае не должны вредить достоверности написанного.

Что же мы видим в творчестве Сенкевича?

Даже величайшие его произведения противоречат сути жанра в самых крайних формах.

В его романах читатель наблюдает душещипательные мелодраматические истории, которые даже сами по себе не всегда выглядят убедительно. Для того, чтобы обосновать свои утверждения обратимся к заключительному роману так называемой «польской трилогии» автора «Пан Володыевский»(1887-88гг.)

фото из открытых источников
фото из открытых источников

Один из центральных персонажей романа пан Заглоба узнает от своего приятеля Кетлинга, что общий товарищ, имя которого указано в заглавии произведения после смерти невесты ушел в монастырь.

Благодаря своему задорному характеру добряку-толстяку Заглобе удается отговорить приятеля хоронить себя заживо и погостить вместе с ним у Кетлинга, а там уж принимать решение о том сколь правильно он поступает, удаляясь от мира.

Будучи у шотландского наемника Володыевский встречает своего старого начальника Собесского, который навещает тот же гостеприимный дом в компании родственницы и двух ее дочерей Кшисей и Басей. Поначалу едва покинувший монастырские стены герой оказывает внимание первой из двух девушек и та отвечает ему взаимностью, но стоит Ежи уехать по служебным делам, как Кшися тут, же влюбляется в Кетлинга, а приехавший обманутый жених горюет не слишком долго и переключается на младшую Басю…

Просто «Санта-Барбара," какая то. Творчество автора, которое по признанию мировой общественности направлено на поддержание и развитие вечных ценностей: любви, дружбы мужества, преданности здесь в этом смысле не выдерживает никакой критики.

Кадр из фильм "Пан Володыевский"- фото из интернета
Кадр из фильм "Пан Володыевский"- фото из интернета

Мало того, что клявшаяся в любви девушка оказалась ветреницей - это еще куда не шло, но и сам герой как то не слишком, то переживает о случившимся хотя ему нанесли серьезнейшее оскорбление.

Он просто меняет одну сестру на другую, как вещь в магазине. Таким образом, очевидно, что вышеназванные понятия в книге Сенкевича фактически в самом ее начале чудовищно девальвированы. В силу этого пространные дальнейшие рассказы о том какое беспримерное мужество проявила шляхта, воюя с турками уже не оказывают серьезного впечатления поскольку мы помним, что происходило с героями в начале.

фото из открытых источников
фото из открытых источников

Кроме того историческая платформа( если ее можно так назвать) на которой автор строит содержание своих произведений бьет все возможные рекорды по субъективности.

Понятно, что Сенкевич поляк и симпатизирует в большей степени своим соотечественникам и своей родине, но его перегибы в этом отношении выглядят слишком уж нарочито.

Так в романе, открывающем известную трилогию, «Огнем и мечом» взаимоотношения героев среди которых немало подлинных исторических лиц выстроены без малейшей опоры на исторические реалии, обстоятельства и характеры, которые служат основой для сюжета произведения. Герои почти всегда рисуются исключительно черно-белыми красками и четко подразделяются на «наших» и «не наших».

Так возможные военные таланты Богдана Хмельницкого о восстании, которого против шляхетского засилья рассказывает книга почти полностью отрицаются.

фото из интернета
фото из интернета

Залогом его побед, по мнению Сенкевича служат то погодные условия то ошибки самой шляхты.

К самому же казацкому предводителю они не имеют никакого отношения. К тому же условно «плохими парнями» выглядят исключительно казаки. В свою очередь о действиях своих земляков по отношению к противнику автор не особо распространяется. Это лишает читателя возможности взглянуть на описываемые события с разных сторон и сделать выводы самостоятельно.

Таким образом, мы можем сделать вывод, что романы Генрика Сенкевича, несмотря на их всемирную популярность, могут быть объектом справедливой критики как с точки зрения литературной так и исторической составляющей. Возможно, для кого следующее утверждение покажется и спорным, но все же не может в настоящем историческом романе слезливое повествование о страстях и любовях слишком уж благородных героев превалировать над исторической канвой книги если уж автор относит себя к историческим писателям.

фото из открытых источников
фото из открытых источников

Да и над естественностью поведения действий и поступков своих героев ему тоже следовала бы поработать более тщательно.

Понятно, что творил автор, с изрядной долей шовинизма стремясь поддержать национальный дух поляков, но иногда с этим у него случается перебор.

Шляхта под его пером выглядит благородно. Настолько благородно, что читатель чувствует ее явную фальшь и эмоциональную неубедительность, а это губительно влияет на читательский интерес.

Как то даже странно, что такие супергерои как польские дворяне только и смогли, что приструнить быдловатое в их глазах казачество. Что же она скажем до Парижа не дошли и не устроили там революцию на несколько сотен лет раньше положенного.

Если почитать Сенкевича, то кажется, что это им вполне было по силам. Никакой Наполеон с ними не сравнился бы.

Вследствие всего сказанного позвольте обратиться к писателям исторического жанра.

Уважаемые служители Клио и Каллиопы!

Мы любим вас и нам среди современной чернухи отчаянно нужны ваши книги. Но прошу вас, прежде чем брать пример с классиков задумайтесь, а примелем ли такой путь в вашем случае. Русский читатель не испытывает отчаянной нужды в приключениях. О них он может прочесть у Купера, Дюма и Жюля Верна.

Мы хотим видеть в исторических романах живую историю, которая сможет показать нам ярчайшие события прошлого, во всей их глубине начиная от бытовых подробностей народной жизни и кончая великими битвами прославленных полководцев.

Отмечу, что на эту тему наш журнал уже писал. Кому интересно, смотрите ссылки в конце.

На сегодня я прощаюсь с вами, дорогие читатели. Не забывайте пожалуйста про лайк и подписку- это важно для развития канала. Спасибо всем, кто нас читает! До встречи.

Читайте также по теме:

Богдан Хмельницкий: как все было на самом деле

И еще: Как Иосиф Сталин создал советский исторический роман