Найти тему

Какие критерии отбора для выездной налоговой проверки? Как планируются налоговые проверки?

Оглавление

Налоговые органы изменили порядок планирования выездных налоговых проверок. Новый подход к системе отбора налогоплательщиков в настоящее время основывается на комплексном анализе финансово- хозяйственной деятельности налогоплательщика, а также на оценке рисков налоговых нарушений.

ФНС руководствуется Концепцией планирования выездных налоговых проверок (приказ ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@), которая предусматривает, так называемые, критерии риска совершения налогового правонарушения.

Что же это за критерии, которыми руководствуется налоговый орган?

В первую очередь это расчет налоговой нагрузки на бизнес по видам экономической деятельности налогоплательщиков, а также показатели рентабельности продаж и рентабельности активов.

На официальном сайте ФНС опубликованы актуальные сведения о среднеотраслевых показателях налоговой нагрузки, рентабельности проданных товаров, продукции, работ, услуг и рентабельности активов организаций по видам экономической деятельности, характеризующих финансово-хозяйственную деятельность налогоплательщиков за 2020 год.

Например, в данном документе приведены такие показатели рентабельности продаж по видам экономической деятельности:

  • сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство и рыбоводство- 22,9%;
  • добыча сырой нефти и природного газа- 19,8%;
  • добыча металлических руд- 81,4%;
  • добыча прочих полезных ископаемых- 32,8%;
  • производство пищевых продуктов- 9,5
  • производство напитков-10,6%
  • производство табачных изделий-28,7%
  • строительство-8,1%
  • торговля оптовая и розничная автотранспортными средствами и мотоциклами и их ремонт- 3,8%
  • торговля розничная, кроме торговли автотранспортными средствами и мотоциклами- 4,9%
  • деятельность финансовая и страховая- 34,7%
  • деятельность по операциям с недвижимым имуществом- 24,3%
  • образование- 9,5%
  • деятельность в области здравоохранения и социальных услуг- 9,9%

Каждый налогоплательщик может проверить свою рентабельность продаж, для этого надо прибыль от продаж разделить на себестоимость проданных товаров, работ, услуг, включая коммерческие и управленческие расходы и умножить на 100%.

В случае, если есть отклонения показателя рентабельности продаж от среднеотраслевых показателей, в сторону уменьшения, это означает, что налогоплательщик находится в зоне риска.

Еще один критерий риска - это налоговая нагрузка на бизнес

Налоговая нагрузка рассчитывается, как сумма всех налогов и сборов по данным официальной статистической отчетности ФНС, включая НДФЛ, деленная на выручку налогоплательщика и умноженная на 100%.

По итогам за 2020 год среднеотраслевые показатели налоговой нагрузки по данным ФНС составили:

  • Сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство, рыбоводство – 3,8%
  • Добыча полезных ископаемых - 35,2%
  • Обрабатывающие производства – 8,1%
  • Обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха– 7,3%
  • Водоснабжение, водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельность и ликвидация загрязнений- 9,6%
  • Строительство-10,7%
  • Торговля оптовая и розничная; ремонт автотранспортных средств и мотоциклов- 3%
  • Деятельность гостиниц и предприятий общественного питания - 10,3%;
  • Транспортировка и хранение –6%;
  • Деятельность в области информации и связи –17,3%
  • Деятельность по операциям с недвижимым имуществом- 22,5%
Другими словами, налоговая нагрузка на бизнес, указанная в процентах,- это часть выручки организации, которая перечисляется в бюджет в сумме всех налоговых платежей, включая НДФЛ.

Мы рекомендуем всем коммерческим организациям проверить свою налоговую нагрузку на бизнес. В случае, если процент налоговой нагрузки на ваш бизнес окажется ниже отраслевых показателей, то есть вероятность, что вашу организацию включат в план выездных налоговых проверок либо предложат добровольно увеличить сумму налоговых платежей в бюджет.

Спасибо, что дочитали статью до конца. Вопросы можете задавать в комментариях.

Заявки на аудит подавайте на сайте аудиторской компании. Ссылка указана в описании канала.