Найти в Дзене
Христианство и смысл жизни

О нелицеприятном Суде Божием

Оглавление

«Я ничего не могу творить Сам от Себя. Как слышу, так и сужу, и суд Мой праведен; ибо не ищу Моей воли, но воли пославшего Меня Отца.» (Ин. 5: 30).

Как же Бог будет судить нас? Священное Писание, святые отцы дают ответ на этот вопрос. Каждому человеку, рано или поздно предстоит предстать перед Богом, столкнуться с вечностью, где будет решаться его посмертная участь. Что значит нелицеприятный Суд Божий? Давайте разберёмся. Нам известно из Священного Писания, что Бог есть Любовь: «Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нём.» (1-е Ин. 4: 16). Также мы знаем, что Бог любит всех и праведных и грешных, всё Своё творение: «ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных.» (Мф. 5: 45). Господь Иисус Христос, «Который есть образ Бога невидимого, рождённый прежде всякой твари; ибо Им создано всё, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли, – все Им и для Него создано; и Он есть прежде всего, и все Им стоит.» (Кол. 1: 15-17) на кресте молился за Своих врагов: «Отче! прости им, ибо не знают, что делают.» (Лк. 23: 34). Почему же люди оказываются в аду или в раю? Дело в том, что Бог дал людям свободную волю, и человек в этой земной жизни выбирает добро или зло, выбирает исполнять волю Божию, или волю сатаны. Воля Божия выражена в Его заповедях, и у каждого человека есть совесть, которая подсказывает ему, что есть добро, а что зло. Если человек пренебрегает голосом совести, то она помрачается, и он перестаёт различать добро от зла. Человек, далёкий от Бога пребывает во тьме, и может не различать что есть добро, а что зло. Когда же душа приходит на Суд Божий, то открывается всё, что она накопила за время земной жизни, открываются совестные книги, обличаются все её дела, добрые, злые. Во Свете Бога, Который есть Солнце правды видно всё: «Бог есть свет, и нет в Нём никакой тьмы.» (1-е Ин. 1: 5). Бог есть Любовь, Свет, Он желает всем людям добра, не хочет гибели никого: «Господь, Господь, Бог человеколюбивый и милосердный, долготерпеливый и многомилостивый и истинный» (Исх. 34: 6). Но если человек делал зло в этой жизни, то он просто не сможет пребывать с Богом, так как в этом Свете обличатся его злые дела, которыми он причинял раны своей душе, и душа его не сможет пребывать с Богом, подобно тому, как солнце для больных глаз, то пребывание с Богом для больной души, для неё рай покажется адом. Ад – это место без Бога, и по утверждению святого Исаака Сирина, это место милости Божией для людей, которые ещё при этой жизни выбрали жизнь без Бога: «Суд же состоит в том, что свет пришёл в мир; но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы ибо всякий, делающий злое, ненавидит свет и не идёт к свету, чтобы не обличились дела его, потому что они злы, а поступающий по правде идёт к свету, дабы явны были дела его, потому что они в Боге соделаны.» (Ин. 3: 19-21). В этих словах ответ, что человек, выбирающий зло в жизни, ненавидит свет, потому что обличаются его дела, его раны душевные, которые он себе нанёс грехами. Бесы, удалившиеся от Бога, Который есть Истинная Красота, по словам святых отцов, очень страшны на вид, а Ангелы Божии, которые близки к Богу - прекрасны. Дело в том, что собственные страсти, которым служил человек мучают его после смерти. «Накажет тебя нечестие твоё, и отступничество твоё обличит тебя; итак, познай и размысли, как худо и горько то, что ты оставил Господа Бога твоего и страха Моего нет в тебе, говорит Господь Бог Саваоф.» (Иер. 2: 19); «А кто неправо поступит, тот получит по своей неправде, у Него нет лицеприятия.» (Кол. 3: 25). Человек в этой жизни сам выбирает, что ему ближе Свет или тьма, жизнь с Богом, или вне Бога. Душа же, которая выбрала добро при жизни, напротив, преукрашена добродетелями, которые также открываются там, такая душа ещё при этой жизни стремится к Свету: «стала царица одесную Тебя в Офирском золоте. Слыши, дщерь, и смотри, и приклони ухо твоё, и забудь народ твой и дом отца твоего. И возжелает Царь красоты твоей; ибо Он — Господь твой, и ты поклонись Ему.» (Псалом 44: 10-12); «праведники воссияют, как солнце, в Царстве Отца их.» (Мф. 13: 43).

Казанская Икона Пресвятой Богородицы
Казанская Икона Пресвятой Богородицы

Господь Иисус Христос, не желающий смерти не одного человека, в то же время предупреждает: «И если кто услышит Мои слова и не поверит, Я не сужу его, ибо Я пришёл не судить мир, но спасти мир. Отвергающий Меня и не принимающий слов Моих имеет судью себе: слово, которое Я говорил, оно будет судить его в последний день.» (Ин. 12: 47-48). Поэтому человеку важно не просто слушать Слово Божие, но и исполнять Его, чтобы иметь чистую совесть перед Богом: «Всякий, приходящий ко Мне и слушающий слова Мои и исполняющий их, скажу вам, кому подобен. Он подобен человеку, строящему дом, который копал, углубился, и положил основание на камне; почему, когда случилось наводнение и вода напёрла на этот дом, то не могла поколебать его, потому что он основан был на камне. А слушающий и неисполняющий подобен человеку, построившему дом на земле без основания, который, когда напёрла на него вода, тотчас обрушился; и разрушение дома сего было великое.» (Лк. 6: 47-49). Важно не только свои поступки, но слова, мысли, чувствования сверять с заповедями Божиими: «Ибо слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные.» (Евр. 4: 12). Господь дал нам Свои заповеди для нашего же блага, чтобы мы, поступая по ним «имели жизнь и имели с избытком.» (Ин. 10: 10). Когда мы делаем зло, мы делаем зло прежде всего себе, прежде всего страдает наша душа. Например, Слово Божие говорит прощать, а если мы не прощаем, то это злоба, эта обида, памятозлобие, эти злые мысли, чувства, в-первую очередь, доставляют нам зло, нашей душе, а тот человек, на которого мы злимся, может и не знать об этом. А когда мы прощаем, то на душе становится спокойно. И вообще, следуя заповедям Божиим, душа приобретает тот самый мир, любовь, радость: «Мир оставляю вам, мир Мой даю вам; не так, как мир дает, Я даю вам.» (Ин. 14: 27); «и мир Божий, который превыше всякого ума, соблюдет сердца ваши и помышления ваши во Христе Иисусе.» (Фил. 4: 7); «Велик мир у любящих закон Твой, и нет им преткновения.» (Псалом 118: 165). А когда люди отступают от заповедей Божиих, то этим сами себе причиняют зло: «Ибо два зла сделал народ Мой: Меня, источник воды живой, оставили и высекли себе водоемы разбитые, которые не могут держать воды. Разве Израиль раб? или он домочадец? почему он сделался добычею? Зарыкали на него молодые львы, подали голос свой и сделали землю его пустынею; города его сожжены, без жителей. И сыновья Мемфиса и Тафны объели темя твоё. Не причинил ли ты себе это тем, что оставил Господа Бога твоего в то время, когда Он путеводил тебя?» (Иер. 2: 13-17).

Когда мы злословим кого-то, осуждаем, то этим самым себе причиняем вред, потому что Господь говорит: «твоими устами буду судить тебя, лукавый раб!» (Лк. 19: 22). Не обратятся ли эти злые слова против нас в день Суда Божия? Ведь Господь говорит: «Говорю же вам, что за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда: ибо от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься.» (Мф. 12: 36-37). Не лучше ли оправдывать людей, чтобы и нас Господь оправдал: «Не судите, и не будете судимы; не осуждайте, и не будете осуждены; прощайте, и прощены будете; давайте, и дастся вам: мерою доброю, утрясенною, нагнетенною и переполненною отсыплют вам в лоно ваше; ибо, какою мерою мерите, такою же отмерится и вам.» (Лк. 6: 37-38). Прежде чем осудить кого-то, оскорбить, задумаемся, не обратиться ли это осуждение против нас? Наши злые дела, мысли, слова осудят нас, обратятся против нас. «Вот, нечестивый зачал неправду, был чреват злобою и родил себе ложь; рыл ров, и выкопал его, и упал в яму, которую приготовил: злоба его обратится на его голову, и злодейство его упадёт на его темя.» (Псалом 7: 15-17). А в народе есть такая пословица: «Не рой другому яму, сам в неё попадёшь». Лучше смотреть на себя, видеть свои грехи и обличать себя в грехах здесь, чем там быть постыженными перед всеми: перед людьми, святыми, Ангелами, Богом. «Бог — судия праведный, и Бог, всякий день строго взыскивающий, если кто не обращается.» (Псалом 7: 12-13). Каждый может покаяться перед Богом здесь, исповедать свои грехи, чтобы не обличились они там, в вечности: «Приступите к Нему и просветитеся, и лица ваша не постыдятся.» (Псалом 33: 5).

Страшный Суд
Страшный Суд

Кстати, по-поводу вопроса, могут ли спастись люди, не верующие в Бога, не знающие Истинного Бога, Апостол Павел отвечает: «Ибо нет лицеприятия у Бога. Те, которые, не имея закона, согрешили, вне закона и погибнут; а те, которые под законом согрешили, по закону осудятся, — (потому что не слушатели закона праведны пред Богом, но исполнители закона оправданы будут, ибо когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон: они показывают, что дело закона у них написано в сердцах, о чём свидетельствует совесть их и мысли их, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую) в день, когда, по благовествованию моему, Бог будет судить тайные дела человеков через Иисуса Христа.» (Рим. 2: 11-16). По слову Спасителя с людей, не знающих Господа и Его заповеди будет и спрос меньше, чем с христиан, не выполняющих заповеди Божии: «Раб же тот, который знал волю господина своего, и не был готов, и не делал по воле его, бит будет много; а который не знал, и сделал достойное наказания, бит будет меньше. И от всякого, кому дано много, много и потребуется, и кому много вверено, с того больше взыщут.» (Лк. 12: 47-48). То есть христиане, не выполняющие Слово Божие, будут подвергнуты более строгому Суду, чем люди, не знающие Истинного Бога, так как христианам много дано, они призваны к тому, чтобы уподобиться Христу, следуя Его заповедям. Если Он увидит в нас Свой образ, то конечно, примет к Себе. Бог есть любовь, и нам надо стремиться к любви и стяжать благодать Святого Духа. Все наши дела будут испытаны огнём, поэтому надо быть внимательными к себе, чтобы оказаться достойными райских обителей: «Ибо всякий огнём осолится, и всякая жертва солью осолится.» (Мк. 9: 49).

-4

«И сказал мне: не запечатывай слов пророчества книги сей; ибо время близко. Неправедный пусть ещё делает неправду; нечистый пусть ещё сквернится; праведный да творит правду ещё, и святой да освящается ещё. 13 Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, Первый и Последний. Блаженны те, которые соблюдают заповеди Его, чтобы иметь им право на древо жизни и войти в город воротами. А вне — псы и чародеи, и любодеи, и убийцы, и идолослужители, и всякий любящий и делающий неправду.» (Откр. 22: 10-15).

Если Вам понравилась статья, ставьте лайки и подписывайтесь на канал!

Спаси Вас, Господи!