Найти в Дзене
Илья Duke

Екатерина II - Великая. Или не совсем?

О Екатерине II, как правило, везде пишут, в том числе и преподают в школьном курсе истории, как об однозначно положительном правителе, сделавшей для страны исключительно только хорошее. И принято считать её императрицей, в правление которой страна процветала и существенно расширила свои территории. Но, если вдуматься, это не совсем так и ее роль во многом переоценена. И хотя ее можно назвать правительницей скорее хорошей чем плохой - есть также и отрицательные последствия её политики, не все так просто и однозначно, как может казаться человеку, который поверхностно знает историю.

Екатерина II
Екатерина II

Екатерина II пришла к власти путем дворцового переворота 1762 года, в ходе которого был свергнут и убит ее муж Петр III. Это стало возможным исключительно благодаря крайней непопулярности Петра III, который имел западное образование, русских считал варварами, к православию относился пренебрежительно, а характер имел странный и возможно был не совсем психически здоров.

Петр III
Петр III

Брак Екатерины и Петра был сугубо династическим. Никаких теплых чувств супруги друг к другу не испытывали. Есть основания полагать, что Екатерина II изначально планировала избавиться от мужа (еще с 1756 года) и для этого, будучи чистокровной немкой, стремилась стать более русской чем ее муж, который по родословной был немцем на 3/4, и всего на 1/4 русским. Екатерина начала исправно посещать все церковные службы, благосклонно относилась к русской аристократии, а кроме того, старалась выглядеть слабой женщиной угнетаемой мужем. Ей помогало также то, что она была заметно образованнее Петра III, и, что немаловажно, то что она овладела русским языком и говорила на нем без акцента (к слову, например жена Николая II - Александра, от немецкого акцента так и не избавилась до конца жизни, что отрицательно влияло на ее популярность в народе). Очевидно, что знать хотела возвращения времен Елизаветы Петровны и во многом по этой причине встала на сторону Екатерины. Хотя заговор удался и обошлось без гражданской войны, по родословной Екатерина II будучи полностью немкой, при другом раскладе могла бы лишь стать регентом при наследнике - Павле и только до того времени пока он сам бы не занял престол, но поддержка дворянства сделала возможным то, что абсолютно чужой для России человек полностью немецкого происхождения так и правил страной до конца жизни. Кроме того своего сына Павла, а также внука - будущего императора Александра I она также женила на представительницах немецких династий. Показательно, что к сватовству Павла к будущей его жене Марии Фёдоровне (урожденная София Доротея Августа Луиза Вюртембергская) приложил руку Фридрих II (почему этот момент важен станет ясно позже по ходу статьи - пока просто запомните этот факт). В итоге произошло окончательное онемечивание династии Романовых, о котором я писал в отдельной статье

Логичным последствием стало то, что поскольку именно дворянство помогло ей взойти на престол, время правления Екатерины II вошло в историю как "золотой век российского дворянства", которому в благодарность были даны существенные привилегии. Основным документом, который закрепил особое положение дворян в обществе, стала Жалованная грамота дворянству 1785 года («Грамота на права, вольности и преимущества благородного российского дворянства»). В частности была отменена обязательность государственной службы для «благородного сословия».

Дворянское собрание в екатерининские времена - картина В.Я. Чемберса, 1913 год
Дворянское собрание в екатерининские времена - картина В.Я. Чемберса, 1913 год

Обратной стороной этого стал так называемый фаворитизм. Далеко не все ее фавориты отличались выдающимся складом ума, а потому не были в состоянии достойно справляться с доверенной им ношей. Одновременно с этим произошла бюрократизация общества и введение новых должностей в институтах самоуправления на местах, что привело к неслыханному ранее в России размаху коррупции. Также потакание дворянскому сословию отсрочило отмену крепостного права, что было однозначно плохо для дальнейшего развития страны. Это очень не сочетается со словами о прогрессивных взглядах Екатерины II.

В это же время, неудачей закончилась инициатива с Уложенной комиссией, на которую народ возлагал большие надежды. Росла пропасть между дворянством и простым народом. Таким образом внутреннюю политику Екатерины II нельзя оценивать как однозначно положительную. Одним из ее итогов стало восстание Пугачева, который к слову говоря выдавал себя за избежавшего смерти Петра III. Простой народ ему охотно верил и шел за ним свергать ненавистную немку, при которой крепостной гнет только усиливался. Нелюбовь народа к Екатерине доказывает также то, что кроме Пугачева за время правления Екатерины было еще около 40 самозванцев выдававших себя за Петра III - такая огромная цифра о многом говорит. У простого народа она не была популярна, в отличие от дворян, и в историю "о чудесном спасении императора Петра III" народ верил, даже несмотря на то, что Пугачев (как и большинство самозванцев) на Петра III был ни капли не похож как по внешности, так и по образованию и характеру.

Емельян Пугачев. Портрет неизвестного сибирского художника
Емельян Пугачев. Портрет неизвестного сибирского художника

Стоит отметить, что пользуясь расширенными привилегиями, многие помещики крайне жестоко обращались со своими крепостными. Именно в екатерининское время жила знаменитая кровавая барыня - Дарья Салтыкова (Салтычиха).

Пытки крестьян Дарьей Салтыковой
Пытки крестьян Дарьей Салтыковой

Ей было замучено более 100 человек, что очень много даже по тогдашним меркам.

Очень показательно, что подавить восстание Пугачева Екатерина II поручила генералу Михельсону - урожденному немцу как и она сама и лютеранину по вероисповеданию. По всей видимости, у нее были опасения даже насчет верности непосредственно русской военной знати и есть основания полагать, что Пугачев небогатой русской знатью и купеческим сословием, мало выигравшим от воцарения Екатерины II, не был массово поддержан исключительно потому, что он сам был не знатного происхождения.

-6

Возможно, что имея спорные права на престол и не имея русских корней, Екатерина II боялась заговора и того, что с ней случится то же самое, что и с Анной Леопольдовной. Об этом, кроме назначения Михельсона, говорит также история с так называемой Княжной Таракановой.

Худ. К. Д. Флавицкий. «Княжна Тараканова», 1864 год
Худ. К. Д. Флавицкий. «Княжна Тараканова», 1864 год

Как мы знаем, неизвестная, выдававшая себя за дочь императрицы Елизаветы Петровны и Алексея Разумовского была похищена графом Орловым в ходе целой спецоперации, для которой были задействованы немалые силы и ресурсы. И это несмотря на то, что самозванку мало кто поддерживал и ее притязания на трон также были сомнительны. Тем более, что вместо одного самозванца можно было легко найти другого - например во время Великой Смуты, за Лжедмитрием I тут же последовал Лжедмитрий II - т.е. при наличии реальных сил готовых спонсировать и легитимизировать самозванца, найти его не составляло труда и проведение этой операции по похищению говорит во многом о страхе Екатерины II за престол и понимания ей самой спорности ее прав на него.

Также о многом говорит массовое упразднение при Екатерине II монастырей. Монастыри были во многом общинами самодостаточными (т.к. при них всегда велось хозяйство), а также островками русской культуры и православия. Екатерине II видимо наличие таких организованных, богатых и исторически исконно русских объединений было не по душе. Количество упраздненных ей монастырей было рекордным.

В годы правления Екатерины II усугубилось западничество, возникшее при Петре I, о чем я ранее уже писал в другой статье:

При Екатерине II дворянство массово говорило по французски, продолжалось засилье инородцев в том числе и в ученых кругах, так что столь любимая сторонниками альтернативной истории картинка все же имеет под собой некоторые основания:

-8

Кстати Ломоносову при поступлении в академию пришлось выдавать себя за сына дворянина - наглядный показатель создавшейся кастовости общества и препятствий для просвещения народа. Если перед началом правления Екатерины II образованность народа в Европе и России была примерно одинаково низкая, то к началу 19 века, русский народ за исключением дворянства так и оставался малообразованным, в отличие от Европы, где в этом плане были явно положительные сдвиги.

Западнической была и внешняя политика Екатерины II. Если успешные войны с Османской империей - безусловно заслуга императрицы, сумевшей найти и возвысить талантливых военачальников и флотоводцев и спорить с этим бессмысленно, то при разделе Речи Посполитой была допущена ошибка - не были предприняты меры по ассимилированию полученных территорий, из-за чего первое восстание в Польше вспыхнуло уже очень быстро (его кстати подавлял Суворов) и они продолжались и после.

Желающие возвеличить Екатерину II обычно говорят избитую фразу "при Екатерине II возрос престиж России в Европе", но это же просто слова. Что же произошло на деле?

Придя к власти, Екатерина II первым делом подтвердила возврат земель Пруссии, занятых российскими войсками в ходе Семилетней войны, который был инициирован Петром III, преклонявшимся перед Фридрихом II, утвердив с Пруссией сепаратный мирный договор. Это был непонятный и явно невыгодный для страны поступок, который так до конца и не объяснен. Возможно это объясняется тем, что Пруссия поспособствовала браку Петра III именно с Екатериной. Далеко не секрет, что за брак принцессы Ангальт-Цербстской Софии-Фредерики-Августы (будущая Екатерина II) с наследником российского престола Цесаревичем Петром Фёдоровичем активно хлопотал посол Пруссии в Петербурге Аксель фон Мардефельт. Т.е. принцесса была прусской партией. А мать будущей Екатерины II - Иоганна-Елизавета, перед выездом в Россию в Берлине лично встречалась с прусским королём Фридрихом II. Т.е. Фридрих II приложил руку как к браку самой Екатерины II так и к браку ее наследника - будущего императора Павла I.

 «Великий князь Павел Петрович представляет императрице Екатерине II свою невесту, будущую великую княгиню Марию Федоровну». худ. С. Торелли, 1776 год
«Великий князь Павел Петрович представляет императрице Екатерине II свою невесту, будущую великую княгиню Марию Федоровну». худ. С. Торелли, 1776 год

Уступка земель и последующая женитьба сына на кандидатке предложенной Фридрихом II тут больше похожа на поступок полумарионеточного правителя, чем на "престиж и уважение в Европе".

Изучая внешнюю политику Екатерины II, стоит также заметить, что хотя Австрия и была естественным союзником России против Османской империи, благодаря недальновидной политике Екатерины II, проявившей большую активность в борьбе с революционной Францией и созданию коалиции против нее, позже Австрийцам для возврата территорий в Италии удалось втянуть Россию в войну с Францией. России и Франции нечего было делить, никаких спорных вопросов и тем более территорий между ними не было, но итогом политики Екатерины стал впоследствии противоестественный союз в том числе с англичанами, которые вот уж точно никогда не были естественными союзниками нашей страны. Итогом этой неразумной политики стало то, что как Петра I европейские державы втянули в проигранную им Прутскую военную кампанию, так и здесь кровью наших солдат была в последствии оплачена победа над Наполеоном, хотя при более грамотной политике войны с Наполеоном вообще удалось бы избежать и даже использовать его для ослабления англичан. Очень показательно, что спустя менее полувека после того как с помощью России был побежден Наполеон, французы и англичане объединились с турками против России и вторглись в Крым, в то время как Австрия, обязанная России как спасением от турок, так и от французов, так и подавлением восстания в Венгрии, в качестве "благодарности" решила придерживаться дружественного нейтралитета по отношению к антироссийской коалиции.

Это яркий пример ненадежности западных стран как союзников, ни Петр I ни Екатерина II в своей западнической политике к сожалению этого так и не поняли.

Таким образом, Екатерина II - правитель далеко не однозначный. Великой ее как и Петра I во многом сделали в последствии по тем или иным причинам, об отрицательных итогах правления обоих предпочитая забывать.