Споры о том, нужны ли оценки в школе, когда их вводить, как доводить до ученика не утихают в мировом образовательном сообществе уже несколько лет. Страны, которые занимают первые позиции в рейтинге Международной программы по оценке образовательных достижений учащихся PISA, уже поменяли подход к оценкам. В Финляндии оценки ставят с седьмого класса. До этого есть просто баллы за работы, но они ни на что не влияют. А самое главное, страна отказалась от рейтингов. Не ранжируются ни ученики, ни школы. В Сингапуре до шестого класса вместо оценок просто обратная связь от учителя: «Уже лучше», «Постарайся в следующий раз сделать аккуратнее» и все в таком духе. Таких примеров можно привести множество, но мы с вами живем в России, с оценками, с рейтингами, с нервным истощением детей к концу учебного года.
Мой сын заканчивает 5-й класс. Школа не простая, топовая, класс художественный, в нашей школе это означает две вещи:
1) дети учатся допоздна, так как кроме обычных предметов в расписании примерно столько же художественных,
2) у класса сильные педагоги и усиленная программа по математике, русскому и литературе (не знаю, почему, по какой-то причине так сложилось, что именно у художественного и китайского класса вот эти предметы преподаются усиленно).
В таких условиях учиться на «пятерки» не просто. Ребенок иногда в семь вечера только приходит домой. Задают довольно много. Темп высокий. А ведь, кроме этого, почти все дети в классе занимаются чем-то еще. Наш сын ходит два раза в неделю в бассейн, один раз на ипподром, два раза в неделю онлайн подготовка к международным экзаменам по английскому языку. Еще раз в неделю к нам приходит нейропсихолог. По воскресеньям сын полдня проводит в частной технологической школе. Сын сам выиграл грант на обучение, там он изучает кинопроизводство, анимацию, графический дизайн и музыку. А еще есть собака, с которой хочется погулять, сестренка, с которой сын обожает играть, хобби – он готовит, рисует аниме, ну и в конце концов, есть мы, родители, с которыми сын любит пообщаться в конце дня. В общем, мы решили, что «пятерок» требовать не станем, если они сами не идут.
При этом, мы все-таки задали ему рамку – заканчивать год без троек. Вот как раз сейчас он стахановскими темпами исправляет «тройку» по математике.
Почему? Потому что все-таки я считаю, что «тройка» (при условии, что с учителями нормальные отношения и оценки не занижаются) – это провал в знаниях. Провал в таких предметах, как, например, математика, русский язык – тянет за собой целый снежный ком пробелов. А это усложняет каждый следующий год. Я со своей стороны убедилась, что учителя у сына адекватные, познакомилась с учителем математики, русского и литературы (в данный момент это предметы, по которым требования самые высокие), поняла, что к сыну они относятся нормально, и что никто из не заинтересован в занижении оценок. Значит, тут наверняка, «тройка» — это «тройка», то есть пробел.
Почему я не требую оценок «отлично»?
1. Мне гораздо важнее насыщенная жизнь вне и кроме уроков. Я вижу, как сын кайфует от технологической школы, как ему важно общаться с нами, как он ждет, когда появится время что-то приготовить на кухне. Я считаю, что это формирует его разносторонне гораздо больше школы, а главное, это делает его счастливым.
2. Я вижу, за что ставятся «четверки». Порой это просто небрежность, или выполнение задания не тем способом, какой дал учитель. Я не считаю это справедливым, хотя тут могут быть другие мнения. Но в любом случае, я не требую от сына идеала. Стремление к идеалу – путь к неврозам. А мне нужен здоровый психически сын.
3. Если честно, я бы и «четверок» не требовала, если бы не неотвратимость поступления после школы. А там и аттестат нужен хороший, и неизвестно, что сын выберет, могут понадобиться любые предметы. Часто ведь бывает так, как у моего брата. Решил, что хочет идти на медицинский, а по химии «тройка», пришлось два года «в хвост и в гриву» подтягивать предмет. Так вот я и четверки в глубине души не считаю чем-то обязательным, потому что сама убедилась, насколько мало из школьной программы использую в своей взрослой жизни. Логарифмы, квадратные корни, синусы и косинусы совсем не использую. Литературу пришлось всю перечитать и переосмыслить в более зрелом возрасте. Химия, биология – с ними так. Зубрила, получала «пятерки», а потом пошла в лингвистический вуз и все обнулилось. Уже позже, когда получала второе образование в области психологии, когда погрузилась в нейрофизиологию, в изучение мозга, пришли в мою жизнь и химия и биология. Но теперь я выбираю лекции и профессоров, и книги, которые рассказывают о мозге так, словно смотришь блокбастер, и кажется, что годы в школе на те же предметы пропали даром. Физика – с ней вообще интересные отношения. После школы она вся вылетела вместе с биологией и химией. А десять лет назад, когда я заболела темой музеев науки, открыла несколько музеев науки в России и стала фактически популяризатором физики, мне опять же пришлось знакомиться с мат. частью. Физиком я не стала, физиков я нанимаю на работу, но поговорить с ними на почти одном языке могу. И опять же, это не благодаря школе. Вот и получается, что единственными предметами, которые я после школы сразу взяла с собой в спутники жизни, были русский язык, английский язык и история.
В какие мифы про оценки я не верю?
Основных мифов два. Это два полярных взгляда.
1. Успешными становятся троечники. Не верю. Это распиаренная история, которая в свое время была просто выгодна издательствам, массово выпускающим истории успеха успешных миллиардеров, политиков, деятелей культуры. Надо признать, совсем не многие из них были троечниками. А те, кто были, им повезло, сложились звезды. Гораздо больше троечников, не добившихся ничего, ни счастья, ни денег, ни гармонии (тут на ваш выбор, каждый достижением считает что-то свое). Ребенок-троечник не равно успешный взрослый. Как говорят ученые: «После не значит из-за». Не из-за троек приходит успех. Нет здесь научно-установленной корреляции.
2. Отличный аттестат – это труд, усидчивость, терпение. Нужно требовать отличного аттестата для развития этих качеств. Тут даже не буду распространяться. Просто нет и все. Отличный аттестат (за редким исключением талантливых детей, которым дается очень легко) – это убитая нервная система, сбитые ориентиры по самооценке и куча потерянного детского времени, которое могло быть потрачено на более интересные вещи.
Расскажите про ваш опыт. Как вы относитесь к оценкам?
Заказать книгу "Травля: со взрослыми согласовано" можно тут.