Найти в Дзене
Человек-метро

Автобусы в Ухте. Как переделали военный трофей под газ и где еще можно встретить Икарусы

Оглавление

Сегодня мы продолжаем цикл рассказов о не самом, пожалуй, известном российском городе Ухте, расположенном в Республике Коми. В прошлых публикациях мы познакомились с историей этого населенного пункта, с которого по сути началась история отечественного нефтяного промысла, затем погуляли по его известным и не очень улочкам, закоулкам и дворикам, а в последнем материале даже поисследовали железнодорожные интересности.

В этой раз, продолжая добрую традицию канала, мы посмотрим на такую неотъемлемую часть жизни любого города как его общественный транспорт. В Ухте это, конечно, её автобусная сеть, которая сейчас насчитывает восемь городских маршрутов и восемь пригородных.

Необычный пассажирский трофей

Статус города Ухта получила в годы Великой Отечественной войны, однако и до этого здесь проживало немало советских граждан - посёлок Чибью (первое название населенного пункта) населяло несколько тысяч жителей - соответственно потребность в пассажирских перевозках имелась. В первое время регулярного автобусного движения не было, ровно как и собственно автобусов - заказные поездки в подавляющем числе случаев выполнялись автомобилями грузовыми.

Удивительно, но первым автобусом, который вышел на регулярный рейсовый маршрут стала пассажирская машина с непростой судьбой - речь идёт об немецком автобусе Büssing-NAG 500 T.

Производство этих пассажирских машин было освоено еще до войны в немецком городе Брауншвейге, известном нам, пожалуй, больше всего по сорту одноименной колбасы. Автобусы строились на базе шасси одноименных грузовых автомобилей Büssing-NAG 500, которые многие из нас могли видеть в кинохронике военных лет - это такие характерные "носатые" грузовики с фирменным щитообразным оформлением передка.

Оригинальный грузовик Büssing-NAG 500, на базе которого строились автобусы
Оригинальный грузовик Büssing-NAG 500, на базе которого строились автобусы

Некоторые "фамильные" черты марки перекочевали и на автобусные кузова. При этом пассажирские машины 500Т (добавленная буква Т в наименование означала trambus) строились в передовой для того времени "вагонной", или как классифицировали немцы, судя по всему, "трамвайной" компоновке - хотя львиная доля производителей продолжала строить автобусы с выпирающими носами-капотами.

Вернемся к нашему герою. Как же удалось в тяжелейшие послевоенные годы на таком отдаление от театра военных действий и уж тем более от Германии раздобыть эксклюзивную вражескую технику?

История эта на самом деле известная. После разгромного поражения немецкая сторона была обязана в качестве репарации возместить в денежном и ином эквиваленте ущерб странам-победителям. Так в СССР вплоть до 1953 года поступало неисчислимое количество ресурсов самого разнообразного характера - от небольших станков до вагонов метро (посмотрите подробную авторскую статью на досуге) и даже целых заводов!

С точки зрения общественного транспорта советские города испытывали колоссальную потребность в технике. Её было недостаточно-то и в довоенные годы, а тут прошла страшная война, которая нанесла серьезный урон народному хозяйству - были уничтожены тысячи автобусов, в крупных городах бомбежкам и обстрелам подверглись сотни трамваев и троллейбусов. В связи с этим изъятие подвижного состава, автобусов и автомобилей для службы в такси было в приоритете.

Ухтинский Бюссинг-Наг, как подсказали мне специалисты-историки, был в числе нескольких машин, которые привезли из Германии в Ленинград для работы в качестве рейсовых автобусов на маршрутах города в 1946 году. Трудиться машинами довелось недолго, буквально два года, после чего след их теряется - по всей видимости сказалась нехватка запчастей, специализированного оборудования и слесарного навыка. Всё-таки техника была во многом диковинная для советского неискушенного пользователя.

Тем не менее одной машине удалось послужить подольше - в 1948 году она уехала на север, в город Ухту. По счастливому стечению обстоятельств автобусу суждено было встать на первый в городе регулярный автобусный маршрут между городом Ухта и поселком Водный.

Ухтинский Büssing-NAG 500 T с газовыми баллонами на крыше. Источник: сообщество Ретро Ухта в vk - https://vk.com/retrouhta
Ухтинский Büssing-NAG 500 T с газовыми баллонами на крыше. Источник: сообщество Ретро Ухта в vk - https://vk.com/retrouhta

Честно говоря, даже сейчас подвиг Александра Штейнгауэра - водителя, который перегнал автобус и впоследствии много лет был его бессменным водителем, - впечатляет. Добраться до Ухты из Санкт-Петербурга в XXI веке не самая тривиальная задача - дороги с твердым покрытием имеются преимущественно на всем протяжении маршрута, но расстояние большое - почти 1500 километров, да и качество покрытия в иной раз вызывает вопросы и заставляет ехать весьма небыстро. У автора канала аналогичное путешествие на легковом автомобиле заняло порядка 23 часов с промежуточной ночевкой - сколько же следовал героический ухтинский водитель по разбитым грунтовкам из Ленинграда в Ухту остается только представлять и сочувствовать.

Граница Архангельской области и Республики Коми. Здесь еще не самый плохой асфальт
Граница Архангельской области и Республики Коми. Здесь еще не самый плохой асфальт

Александр Штейнгауэр не только осуществил перегонку автобуса, но еще и переоборудовал машину под газ, разместив часть оборудования на крыше.

Специалисты в комментариях сразу определили, что переделка была выполнена не под распространенный пропан, а под метан, для которого требуется более сложное оборудование, рассчитанное на высокое давление. Это в очередной раз показывает какого уровня был мастер - раздобыть такое непростое оборудование в 1940-е годы и смонтировать его на дизельном(!) автобусе.

Всё-таки жидкое топливо нередко было в дефиците, а газ был практически под рукой и в неограниченных количествах.

Александр Штейнгауэр в салоне своего автобуса. Источник: сообщество Ретро Ухта в vk - https://vk.com/retrouhta
Александр Штейнгауэр в салоне своего автобуса. Источник: сообщество Ретро Ухта в vk - https://vk.com/retrouhta

Штейнгауэр был не только талантливым механиком и водителем, но еще и крайне добродушным, открытым человеком, который периодически устраивал покатушки для местных ребятишек. Дети и взрослые звали его по-простому "дядей Сашей" - настолько своим он был для многих...

Как сложилась судьба автобуса в дальнейшем, к сожалению, я не знаю. Буду признателен за любую информацию.

Советское автобусное наследие

А дальше было в принципе всё как у всех. Ухта росла вширь, открывались новые предприятия, появлялась потребность в новых маршрутах сообщения по городу и за его пределами.

На ухтинские маршруты стали выходить известные массовые модели советских автобусов, от условно полевых, вседорожных ГЗА и ПАЗов...

...до широкой линейки сугубо городских автобусов, как, например, ЗИС-155, водители которых, впрочем, были не против выезжать и на просёлочные дороги.

Автобус ЗИС-155 на просёлке. Источник: сообщество Ретро Ухта в vk - https://vk.com/retrouhta
Автобус ЗИС-155 на просёлке. Источник: сообщество Ретро Ухта в vk - https://vk.com/retrouhta

Автобусов сто пятьдесят пятой модели в Ухте было пять единиц, что дополнительно подчеркивало статус серьезного города, так как модель была прерогативой преимущественно крупных населенных пунктов - 8% всего выпуска трудилась на улицах Москвы.

ЗИС-155 выпускался в течении десяти лет с 1947-го по 1957-й год и считался по сути временной, переходной моделью, поэтому на многие его недостатки было не принято обращать внимание.

Следом за 155-ми в Ухту приехала следующая модель городского автобуса - ЗИЛ-158 (ЛиАЗ-158). Про недостатки этих машин мы с вами подробно рассуждали в статье про Сыктывкарский автобус, поэтому сейчас ограничимся дежурными словами - автобусы эти лишними не были, но добрые слова для них водители находили скорее всего нечасто.

А вот следующие Ликинские машины и водители и ухтинцы должны хорошо помнить и, возможно, даже немного любить - это легендарные "луноходы" или "скотовозы", как их ласково порой называли - ЛиАЗ-677.

Помимо этого, конечно, работали в Ухте и колобки-пазики модели 672 и ранние версии ЛиАЗ-5256, но особое место в памяти, как мне кажется, должны были оставить Икарусы.

Мой давний читатель уже давно мог заметить мою гипертрофированную страсть к этим машинам в материалах про Сыктывкар и Печору и вот здесь я тоже не смогу пройти мимо, так как довелось застать и прокатиться пассажиром.

Ikarus-263 на автовокзале Ухты. 2009 год. Снимок автора
Ikarus-263 на автовокзале Ухты. 2009 год. Снимок автора

По следам гордого Икара

Легендарный венгерский автобус буквально штамповался на заводе в городе Секешфехервар и наполнял советские города радостью.

В Ухте еще вплоть до недавнего времени встречались 260-я и 263-я модели - это очень распространенные вместительные трехдверные версии, которые могли вполне перевезти за одни раз до ста человек (прецеденты имелись). Я сознательно не прописываю наименования модификаций для простоты, но если это важно, то выглядеть будет так - Ikarus 260.50 и Ikarus 263.10.

Да, конечно не могу забыть про заказные и служебные перевозки - там работали, а кое-где и сейчас работают междугородние версии Ikarus 256

В 2012-м и в следующем году я неоднократно ездил в поселок Нагорный - тогда на маршруте №9, ведущего к станции Ветлосян, как раз трудились Икарусы.

Уже в 2019-м году повстречать в Ухте Икарус оказалось непростой задачей - в ходу были только две машины, да и те обслуживали 208-й маршрут, который можно назвать пригородным.

Здесь, в рассказе про автобусы, хочется в очередной раз отметить людей, простых ухтинцев, которые живут и трудятся в своём любимом городе. Буквально одна зарисовка из относительно свежего посещения Ухты.

На городском автовокзале, повстречав Икарус, я начал его фотографировать. Увидев это, водитель открыл свою дверь и попросил к нему подойти. Будучи опытным фотографом-транспортником, я знаю, что, как правило, такие жесты не предвещают ничего хорошего.
В ряде случае водители не любят когда их снимают, ругаются и просят прекратить съемку. И я их во многом понимаю. В Ухте было не так... Водитель, конечно, удивился факту съемки, но узнав, что снимается с пониманием темы и для истории пригласил в кабину и рассказал про свою машину и свои добрые чувства к ней. Удалось даже зафиксировать родной заводской паспорт автобуса. Если бы не необходимость следовать дальше по своим делам, уверен, что мы с ним прокатились по маршруту и замечательно бы пообщались.
Пользуясь случаем, хочу поблагодарить водителя, имя которого мне неизвестно, и пожелать ему крепкого здоровья и благополучия.
Паспорт Икаруса из Ухты. 2019 год
Паспорт Икаруса из Ухты. 2019 год

Как обстоит ситуация сейчас? По сообщениям друзей сейчас на городских маршрутов Икарусов нет, но на дачных, ведущих к садоводствам, они еще работают время от времени. Так что удивительная венгерская техника плавно растворяется в истории...

В настоящее время (ох, не люблю я, конечно, этот канцеляризм) ухтинцев перевозят разномастные автопредприятия и частники на всеми любимых ПАЗиках и более мелких маршрутках разных мастей. Про них рассказывать совсем неинтересно...

В очередной раз от всего сердца благодарю создателей потрясающего сообщества Ретро Ухта, без которых не было бы возможности так красочно рассказать про город и его жизнь. Спасибо вам за кропотливый труд и популяризацию истории родного края!

Ну а мы с вами временно расстаемся до следующей публикации, последней из цикла рассказов об Ухте. Потерпите, метро никуда не денется и скоро вернется на страницы.

Тизер к следующей статье. Догадаться сложно
Тизер к следующей статье. Догадаться сложно

Спасибо за ваше внимание и понимание, друзья! Подпишитесь, пожалуйста, на канал - это несложное действие мотивирует работать дальше.