Найти в Дзене
Академия врачей UniProf

Шелушение и зуд - хронический кандидоз: клинический случай

В декабре 2020 года ко мне обратилась пациентка А. (34 года) с жалобами на шелушение кожи на пальцах, ушах, в ушных каналах и в перианальной области. Шелушение интенсивное, с зудом и образованием корочек и язвочек.

Ранее девушка обращалась по этому поводу к дерматологу, который на основании первичного обследования поставил диагноз кандидоз и назначил лечение.

По словам пациентки, эти явления беспокоят ее на протяжении 7 лет. Ранее у нее была рецидивирующая молочница, и до недавних пор помогали короткие курсы лекарственных препаратов.

Недавно девушка стала мамой. Во время беременности ей был поставлен диагноз: гестационный диабет. Дерматолог направил ее ко мне для исключения дебюта сахарного диабета вне беременности.

В анамнезе у пациентки: аллергии нет, наследственность – не отягощена, беременность и роды - первые. В 2018 году была прооперирована по поводу фиброаденомы груди и миомы матки.

После улучшения состояния пациента планирует вторую беременность. Рост девушки – 161 см, в течение года после родов она похудела с 75 до 65 кг. На этом фоне и произошло очередное обострение заболевания, наибольший дискомфорт пациентке доставлял зуд в перианальной области.

На первый прием девушка принесла результаты анализов: печёночные пробы, АСТ, АЛТ, билирубин – в пределах нормы, инсулин натощак – 4,14, глюкоза натощак – 4,4. В клиническом анализе крови существенных изменений не было. В результате обследования диабет не выявлен, признаки инсулинорезистентности отсутствуют.

На момент обращения ко мне пациентка принимала витамины группы В, лекарственные препараты и средства наружного применения для лечения кандидоза. Питалась в основном кашами, макаронами, овощи почти исключила из рациона, пила до 1 литра воды в день. Из вредных привычек - 1 чашка кофе в день.

В процессе диагностики при системном кандидозе нужно ориентироваться на нарушения со стороны органов-мишеней. При первичном обследовании пациентка отрицала наличие выделений и зуда во влагалище. Она худела, и в типичную картину кандидоза не укладывалось, что дебют заболевания произошёл на этом фоне. Девушка указала на наличие у нее эстрогензависимых заболеваний (миома и фиброаденома). Поэтому были основания предполагать наличие высокого эстрогенного статуса, с которым ассоциируется кандидоз.

Миома на узи
Миома на узи

На повторный прием пациентка пришла через 2 месяца после завершения лечения, назначенного дерматологом. Оно оказалось неэффективным. На первой консультации я объяснила девушке правила бездрожжевого протокола.

Анализы, которые она сдала по моим назначениям, показали отсутствие Candida во влагалище.

Во влагалищной нормофлоре должны доминировать лактобактерии (почти 100% биоценоза) в сочетании с минимальным количеством условно-патогенных микроорганизмов.

У пациентки лактобактерии во влагалище отсутствовали, и в максимальном количестве были представлены эубактерии, в норме живущие в кишечнике (почти 50%), группы гарднерелл (до 12%), клостридиальная группа (более 10%), пептострептококки (до 20%).

Результаты хромато-масс-спектрометрии по Осипову показали снижение количества микроорганизмов в кишечнике, что происходит при выраженных дисбиотических процессах. Было снижено количество лактобактерий, бифидобактерий, в большом количестве представлены стрептококки, эпидермальный стафилококк, стафилококк ауреус.

Микроорганизмы в кишечнике питались белками и крахмалом. И речь уже не о кандидозе, а о системном дисбиозе, синдроме избыточного бактериального роста в кишечнике, грубом анаэробном дисбиозе во влагалище.

Стратегия лечения включает соблюдение антикандидного протокола, элиминацию патогенной микрофлоры, ферментотерапию, которая помогает разрушить бактериальную пленку, антибактериальную, пробиотическую (для кишечника) и пребиотическую (для влагалища) терапию, диагностику причин избыточного бактериального роста.

-3