Тема введения европейского углеродного налога и его влияния на бизнес в России – сегодня одна из самых широко обсуждаемых. То, что еще вчера представить было невозможно, что Европа создаст реальный механизм «сбора дани» за то, что в атмосферу выбрасываются грязные выбросы, сегодня - обсуждаемый в деталях документ, драфт которого представят к лету 2021 года.
Европейскую «Зелёную сделку» или «Зелёный пакт для Европы» уже во всем мире называют уникальной стратегией, кардинально меняющей весь экономический курс европейского континента. А в России недоумевают, и не совсем верят. Но к 2050 году экономика ЕС должна достичь полной углеродной нейтральности. По замыслу западных регуляторов, среди прочих мер рассматривается введение углеродного сбора на импорт товаров. Хотя детали и параметры «Зеленой сделки» («Green deal») только начинают обсуждаться на самых разных площадках.
«По большей части вокруг трансграничного углеродного налога разговоры ведутся о будущих рисках и потерях для российской экономики. Такое «запугивание» без проактивных действий и эффективного диалога с нашим контрагентом действительно приведёт к убыткам. В то же время европейский «налог» – это одновременно и колоссальная возможность для нашей промышленности занять новые ниши, и даже шанс нарастить долю в существующих, – считает Алексей Жихарев, директор Ассоциации развития возобновляемой энергетики.
Согласно дорожной карте «Green deal», решение о параметрах нового налога должно быть принято в течение 2021 года, до этого времени России важно оценить сценарии поправок в национальную налоговую систему во избежание двойного налогообложения и согласовать параметры системы мониторинга и учёта углеродных выбросов.
Нужно заметить, что страны Европы на национальном уровне самостоятельно регламентируют вопрос выбросов индустриями, которые не попадают под действие системы торговли квотами. Так, следующие страны ввели углеродный налог:
Размер налога на выбросы, а также условия (в том числе какие газы попадают под данный налог) в каждой стране различаются, что приводит к разной доле выбросов парниковых газов, покрываемых налогом. Например, налог на выбросы в Испании применяется только к фторированным газам – налогом облагается лишь 3% от общих выбросов парниковых газов в стране. Норвегия, напротив, недавно отменила большинство льгот и снизила ставки, теперь налог покрывает более 60% ее выбросов.
А вот России все это не касалось. Но коснется совсем скоро. Европейский углеродный налог может затронуть около 40% российского экспорта. По разным оценкам нашим "нечистым" предприятиям придется вносить в кошелек Евросоюза от 5 до 30 миллиардов евро ежегодно. Экологическое объединение «Bellona считает, что именно общественные объединения должны сейчас вести непрекращающийся диалог с промышленностью и бизнесом - в Европе и России. Так, генеральный менеджер по международным проектам объединения Bellona Оскар Ньо подчеркивает- все это необходимо, что «получать обратную связь, придумывать удачные решения и понимать, какие перед нами стоят барьеры, и как можно совместно их преодолеть, для достижения наших целей – минимизации ущерба природе и обеспечения «зеленого» развития мирового сообщества».
Хотя все понимают и то, что обсуждение деталей «Зеленой сделки» является длительным процессом, который будет продолжаться не один год, а в результате произойдут изменения и в европейском законодательстве, и в экономике Европы и всего мира в целом.
О том, что углеводородные выбросы проникают всюду, отметил директор по развитию бизнеса и корпоративным венчурным проектам АО «Северсталь Менеджмент» Андрей Лаптев на одном из европейских вебинаров. Он отметил, что в своей ежедневной работе наблюдает как тема климата и снижения углеводородных выбросов проникает во все уровни деятельности компании и даже учтена в среднесрочной стратегии.
А Европа и Россия только набирают обороты в обсуждении «зелёной стратегии» по выходу из текущего климатического кризиса. Потому международный диалог будет продолжен.