Островский - классик или авангардист? Ответ Виктора Крамера спустя 150 лет
25 мая исполняется 150 лет "Лесу" А.Н. Островского – одной из самых любимых почтенной публикой. И не зря: «Лес» – не только о гнусной российской действительности, она о театре подлинном и фальшивом, где действом заправляют двое – Трагик и Комик. А значит, у любой постановки как минимум два варианта – классический и авангардистский. Амбивалентный «тянитолкай» Счастливцев-Несчастливцев – как Чацкий или Сатин – правдолюб, но то ли псих, то ли шулер, то ли Гамлет, то ли Йорик. Всяко интересно.
На первую премьеру в 1871 году обиделись все слои общества, но интеллигенция вынесла вердикт: «какая прелесть!». И дело пошло. Для Малого театра, начиная с бенефиса Софьи Акимовой (Улиты) «Лес» стал традицией: вот уже 150 лет здесь не увядает классическая версия. Игоря Ильинского, сменившего Сергея Шумского в роли Счастливцева, и Ирину Муравьеву-Гурмыжскую в последней постановке Юрия Соломина можно увидеть на Youtube.
А МХАТ занялся «Лесом» поздновато, лишь в 1948, к 125-летнему юбилею Островского. Постановка Михаила Кедрова, Василия Орлова и Василия Топоркова была классикой-классикой. Критики говорили об особой, провиденциальной манере исполнения социальных ролей - без полутонов и раздвоений личности. В роли Гурмыжской выступала любимица Кустодиева Фаина Шевченко, Улита досталась Анастасии Зуевой, роли Счастливцева и Несчастливцева - Василию Топоркову и Владимиру Ершову.
В 1993 году во МХАТе на Тверском эта линия была продолжена постановкой Татьяны Дорониной. Она же исполнила роль Гурмыжской, а партии Счастливцева и Несчастливцева разыграли Сергей Габриэлян и Валентин Клементьев. Верность классике, разыгрывание «небожественной», как говаривал Аполлон Григорьев, но жизнеутверждающей и весьма жизненной комедии среди повального увлечения авангардизмом в эпоху перестройки демонстрировала верность традициям психологического театра.
Параллельно жил и развивался совсем другой «Лес». Уже в 1924 году Всеволод Мейерхольд и превратил пятиактную пьесу в коллаж из 33 эпизодов. В роли Улиты на сцену вышла Зинаида Райх, а в роли Счастливцева… Игорь Ильинский – будущая звезда Малого театра. «Лес» Юрия Погребничко 1988 года начинался с кастинга актрис для бродячей труппы (спектакль «Нужна драматическая актриса» есть на Youtube), а «Лес» Кирилла Серебренникова 2004 года представил бытовой фарс эпохи «брежневского застоя» (и он на Youtube есть). Роль-инверсию Уары Кирилловны сыграла Кира Головко, в свое время видевшая спектакль Мейерхольда и игравшая Аксюшу в мхатовском «Лесе» 1948 года.
А теперь о том, чего на Youtube пока нет, да и можно ли воспроизвести столь грандиозное зрелище в наших, как говаривал Иннокентий Смоктуновский, «лужниках» на Тверском? 20 января 2021 года на большой сцене МХАТ им. М. Горького состоялась премьера «гала-Леса» (иначе не назовешь) Виктора Крамера. Режиссер и сценограф одновременно, Крамер явил на сцене постапокалиптический ландшафт в виде горы "опилок" с лесопильной машиной в апофеозе – устрашающий вид изъеденного корыстью человеческого нутра.
Свободный обмен амплуа комика-трагика (Георгий Сиятвинда и Андрей Мерзликин), «древнегреческий» хор, разобравший на пасьянс жестокий романс «Хризантемы» (когда он сложится – мало не будет!), фарсовая пластика и акробатические трюки, гротескная музыка Тихона Хренникова (младшего), фантастический видеоарт, горсть дополнительных монологов из актерского репертуара – все это лишь оттачивает исконный, классический, пафос пьесы. Ибо действие замешано на добротном психологическом театре мхатовской труппы во главе с двумя Гурмыжскими - Еленой Маркиной и Татьяной Поппе, исполнявшей в «Лесе» 1993 года роль Улиты. Сам по себе сценический эксперимент – лишь полдела. А вот на мхатовской почве, где так часто произносилось «не верю» - глядишь, и прорастет желудь подлинного театра. «Ты счастлив? – Дай тыщу!» - попробуйте потом отвязаться от этого лозунга, выходя с «Леса».