Найти тему
Статьи
СЕРГЕЙ ПУСКЕПАЛИС: МИР, КОТОРЫЙ НЕ РАЗРУШЕН, НО ЦЕЛ
В память об ушедшем Сергее Пускепалисе, заслуженном артисте России, публикуем его интервью для буклета спектакля «Последний срок». Эта постановка по одноименной инсценировке Валентина Распутина - единственная работа Сергея Витауто Пускепалиса во МХАТе им. М. Горького. Едва появившись, она сразу же вошла в «золотую коллекцию» МХАТ. Неизвестно, кто был более счастлив – зрители или актеры-мхатовцы, единодушно признавшие в Сергее Витауто одного из лучших представителей русской психологической школы....
2 года назад
ВИКТОРИЯ СЕВРЮКОВА: 200 ЧАСОВ РАИСЫ НОВИКОВОЙ
27 августа ушла из жизни одна из легенд МХАТа им. М. Горького - мастер кроя Раиса Михайловна Новикова. Более четверти века она возглавляла в театре пошивочный цех. Под ее руководством отшивались сложнейшие костюмы спектаклей доронинского тридцатилетия. Не было задачи, с которой бы не справилась эта талантливая женщина, и не было в театре артиста, не охваченного ее вниманием и добротой. Эссе Виктории Севрюковой, заслуженного художника России - признание в любви мастеру и другу. Умерла Раиса Михайловна Новикова...
205 читали · 2 года назад
РАИСА НОВИКОВА: ДОБРЫЙ ГЕНИЙ МХАТ
Есть понятие «театр-дом». И в каждом доме есть свой добрый гений. Таким гением для МХАТа им. М. Горького более четверти века была Раиса Михайловна Новикова, мастер-зайройщик экстра-класса, ветеран труда. Она заведовала пошивочным цехом, и от ее золотых рук зависело не только удобство и легкость актерского существования на сцене, но и психологический настрой каждого актера. Светлой памяти Раисы Михайловны, человека потрясающей интуиции, доброты и трудолюбия посвящаются эти короткие истории и признания в любви...
124 читали · 2 года назад
"ТОНКОЕ ТЕЛО" МОДЕРНА: ЛОИ ФУЛЛЕР И АЙСЕДОРА ДУНКАН
Один из самых эффектных образов спектакля Галины Полищук «Женщины Есенина» во МХАТе им. М. Горького (премьера 2021 года) - Айседора Дункан, развевающая вокруг себя разноцветный - то алый, то синий, то белоснежный - шелковый вихрь. Закрепленная на двух шестах ткань символизирует то знамена революции, то крылья матери-птицы, оберегающей поэта от невзгод, то безудержную страсть, то злополучный шарф, послуживший причиной смерти Айседоры и навеки связавший их Есениным трагические судьбы. https://vk.com/clip-1144499_456239500...
103 читали · 2 года назад
ОЛЬГА ЗРИЛИНА: СЛУШАТЬ, ГОВОРИТЬ И ДВИГАТЬСЯ ОДНОВРЕМЕННО
ОЛЬГА ЗРИЛИНА: СЛУШАТЬ, ГОВОРИТЬ И ДВИГАТЬСЯ ОДНОВРЕМЕННО Музыкальный руководитель и вокальный тренер МХАТ им. М. Горького Ольга Зрилина – о хитросплетениях драмы и музыки в «Лесе» Виктора Крамера Все события на сцене сопровождаются хором, подобном греческому. Впервые мы видим хор в увертюре, в момент появления персонажей. Идет распевка, которой руководит сама Гурмыжская. Хор постоянно присутствует на сцене, комментирует, но делает это не прямолинейно, а интонационно. В этой разминке совмещаются упражнения по сценической речи и вокалу, идет работа с резонаторами...
3 года назад
«Лес»-150: ты счастлив? – дай тыщу!
Островский - классик или авангардист? Ответ Виктора Крамера спустя 150 лет 25 мая исполняется 150 лет "Лесу" А.Н. Островского – одной из самых любимых почтенной публикой. И не зря: «Лес» – не только о гнусной российской действительности, она о театре подлинном и фальшивом, где действом заправляют двое – Трагик и Комик. А значит, у любой постановки как минимум два варианта – классический и авангардистский. Амбивалентный «тянитолкай» Счастливцев-Несчастливцев – как Чацкий или Сатин – правдолюб, но то ли псих, то ли шулер, то ли Гамлет, то ли Йорик...
122 читали · 3 года назад
МХАТ НА ВОЙНЕ: СЦЕНИЧЕСКИЙ ПРОРЫВ
МХАТ НА ВОЙНЕ: СЦЕНИЧЕСКИЙ ПРОРЫВ Малоизвестные факты о работе Сценической Экспериментальной лаборатории МХАТ во время войны. Театр всегда был живым организмом, особенно такой театр, как Московский Художественный. Новшества и переделки сопровождали не только премьеры, но и возобновления старых спектаклей, репетиции после летних каникул и гастроли. «Константин Сергеевич требовал экспериментирования в разных областях постановочного дела, - пишет Иван Гремиславский в статье «Сценическая лаборатория СССР МХАТ им...
3 года назад
ЕВГЕНИЯ ПАНФИЛОВА: ОТРЕЗАТЬ ЛИШКУ - ПРИШИТЬ СУТЬ
О костюмах Евгении Панфиловой к спектаклю Виктора Крамера «Лес» во МХАТ им. М. Горького Евгения Панфилова, художник по костюмам спектакля Виктора Крамера "Лес". МХАТ им. М. Горького, 2021 Евгения Панфилова – автор молодой, но опыт у нее солидный – в театре и кино Евгения с 16 лет...
136 читали · 3 года назад
ЛЮБОВЬ, ПРИСЯГА И ТРОФЕЙНЫЙ ВАГНЕР
Сакраментальный вопрос о том, можно ли сочинять стихи после Освенцима, в спектакле «Нюрнбергский вальс» Греты Шушчевичюте ставится примерно так: стоит ли слушать Вагнера и есть ли смысл влюбляться после вскрытых в Нюрнберге чудовищных преступлений фашизма? "Нюрнбергский вальс" Сцена из спектакля...
3 года назад
ЗАХАР ПРИЛЕПИН: РАСПУТИН - ЭТО СЕРДЕЧНОЕ УЗНАВАНИЕ РУССКОГО ЧЕЛОВЕКА
Валентин Распутин. Фото Ю. Григорьева. Иркутский областной краеведческий музей Валентин Распутин – один из десяти титанов русской литературы в целом, центральный персонаж второй половины ХХ века, соразмерный по масштабу Шолохову и Горькому...
3 года назад
Петр и Феврония: разрыв шаблона
Петр - Семен Шевелин, Феврония - Эльвина Цымбал Все помнят сентенцию Льва Толстого о том, что все семьи счастливы одинаково и несчастливы по-своему. «Повесть о Петре и Февронии Муромских, написанная Ермолаем-Еразмом в XVI веке, разрывает этот шаблон...
3 года назад
Лавр. Старцы
В православной традиции существует понятие «праведник». Других же мы называем святыми, а порой чудотворцами. А кого-то называем старцами. Кто есть кто в православном мире? Праведники – это подвижники, которые, живя в миру, в браке, достигли святости...
4 года назад
Видео