Найти тему
Банки Сегодня

Володин раскритиковал Минфин за то, что тот не дает «обдирать» богатые регионы и отдавать деньги бедным

В России на 2021 год есть около 13 регионов-доноров. Это те субъекты РФ, где коэффициент бюджетной обеспеченности выше единицы – то есть, регион зарабатывает больше, чем тратит на свои нужды. На самом деле механизм чуть сложнее (даже Москва получает кое-какие деньги из центра), но суть ясна: 72 региона не в состоянии заработать столько, чтобы покрыть свои же бюджетные расходы.

И это, видимо, проблема – согласно проектам развития, число регионов-доноров должно расти. Это будет хорошо для всех – регионы смогут не выпрашивать дотации, и даже дадут пару копеек своим соседям. На практике, однако, так не получилось – и регионов-доноров по-прежнему 13.

Кроме Москвы, Санкт-Петербурга, Московской, Ленинградской областей и ХМАО с НАО и ЯНАО, это Татарстан, Калужская, Самарская, Сахалинская, Свердловская и Тюменская области. Но реально доноров меньше: Москва, Петербург, ХМАО и ЯНАО дают примерно 60% федерального бюджета всей страны.

Минфин же должен был сделать так, чтобы регионов-доноров стало больше – и не смог. И за это получил «по шапке» от председателя Госдумы Володина. Он буквально набросился на представителя министерства, заявив, что число доноров не растет из-за неэффективной политики. То есть, Минфин как-то в ручном режиме распределяет помощь – и какой регион ее получил, стал донором. А кто не получил – выпрашивает деньги на «моющие средства в школах».

Но вдумайтесь: что будет, если власти всерьез решат увеличить число регионов-доноров? По-хорошему, они должны начать больше зарабатывать. В реальности у них будут банально забирать «лишние» доходы. А чтобы они стали лишними, им урежут расходную часть. То есть, регион собрал 100 миллиардов рублей налогов, и потратить запланировал 100 – например, отремонтировать дороги, улицы, ЖКХ, расселить аварийные дома, и т.д. А тут приходит Минфин и запрещает тратить больше 90 миллиардов, чтобы забрать «излишек» в федеральный бюджет.

Нужны ли России регионы-доноры такой ценой? Кто-то скажет, что да – ведь как еще сбалансировать федеральный бюджет, если 72 региона только тратят, всего 13 зарабатывают. Но все чуть сложнее. Федеральный бюджет пополняется за счет федеральных налогов и сборов. Например, весь НДС идет в федеральный бюджет, как и значительная часть НДПИ, а также таможенные пошлины и многие другие платежи.

И эти налоги – федеральные, в бюджеты регионов они в принципе не попадают. А попадают в них НДФЛ (выше зарплаты и больше рабочих мест – больше налогов) и налог на прибыль (17% из ставки в 20%). И вот если бюджет региона зарабатывает слишком много, часть доходов у него забирают наверх. Кстати, именно по этой причине в Москве начали реновацию – чтобы не отдавать триллионный излишек в федеральный центр.

Сложно сказать, насколько Минфин может на это повлиять, но тенденция несколько настораживает. В идеальной системе федеральный бюджет должен существовать только на федеральные налоги, а регионы – на собственные. Но проблемы в экономике регионов таковы, что в этом случае придется сильно урезать расходы (налогов мало, их некому платить) – поэтому и существует такой механизм выравнивания.