Найти в Дзене
Анна Дорохова

Крым на картинах известных художников. Часть 2

Михаил Матвеевич Иванов
Русский художник первым проторил дорогу в Старый Крым в конце 18 века, когда его командировали к наместнику южных губерний России князю Потемкину, для изображения городов и достопримечательностей вновь присоединенных земель. Иванов рисовал виды Старого Крыма: Судака, Инкермана, Балаклавы, Феодосии. Акварели художника, посвященные Старому Крыму и его окрестностям, хранятся сейчас в Русском музее в Санкт-Петербурге. Глядя на его работы, можно узнать, каким был Крым в 18 веке.

М.М. Иванов. "Крепость Инкерман в Крыму", акварель, 1796г.
М.М. Иванов. "Крепость Инкерман в Крыму", акварель, 1796г.

Плодотворная работа Иванова в области рисунка с натуры, поэтическое восприятие природы дали возможность художнику оказаться в числе создателей русского пейзажа и стать полноправным родоначальником крымского пейзажа.

М.М. Иванов. "Вид Балаклавы с Генуэзской крепостью". 1783г.
М.М. Иванов. "Вид Балаклавы с Генуэзской крепостью". 1783г.

Валентин Александрович Серов

В Крым знаменитый художник приезжал неоднократно. Первое путешествие совершил в пятнадцатилетнем возрасте вместе со своим наставником Ильей Репиным. Тогда этюды и наброски юноши были еще не совсем оформившимися, но уже здесь он проявляет себя зрелым и даровитым рисовальщиком. Потом путешествовал по Крыму вместе с художником Владимиром Дервизом, а летом 1893 года снимал дачу в Кореизе. Здесь, под впечатлением от местных жителей и природы, он создает "Татарскую деревню в Крыму" и "Ифигению в Тавриде", написанную по сюжету древнегреческой трагедии.

В.А. Серов. "Татарская деревня в Крыму". 1893г.
В.А. Серов. "Татарская деревня в Крыму". 1893г.

Природа Крыма вызывала у Серова и исторические ассоциации, он помещает в морской пейзаж женскую фигуру. Но характерно, что картина так и не была закончена. На тот момент Серов еще не пришел к тому восприятию античности, которое будет у него позднее.

В.А. Серов. "Ифигения в Тавриде". 1893г.
В.А. Серов. "Ифигения в Тавриде". 1893г.

Иван Иванович Шишкин

Из художников, чье воображение поразила природа Крыма был и И.И. Шишкин, впервые приехавший в Ялту в 1879 году. До этого он успел обрести славу как мастер лесного мотива в пейзаже, он мог писать русский лес до бесконечности, но и для Крыма в творчестве художника нашлось место. Все лето в Крыму он путешествовал по полуострову, работал над этюдами и картинами, посвященных природе этого чудесного края.

И.И. Шишкин. "Мыс Ай-Тодор. Крым". 1879г.
И.И. Шишкин. "Мыс Ай-Тодор. Крым". 1879г.

Крымские работы Шишкина вызвали исключительный интерес у художников и коллекционеров, не скупились на похвалы и критики, утверждая, что эта поездка положительно повлияла на творчество художника.

И.И. Шишкин. "Горная дорожка", 1879г.
И.И. Шишкин. "Горная дорожка", 1879г.

Василий Васильевич Верещагин

Знаменитый русский художник Василий Верещагин также некоторое время работал в Крыму. В первый раз он приехал в Севастополь в 1896 году и поселился там в гостинице. Художника интересовала не только природа. Он изучал события обороны Севастополя, бывал на Малаховом кургане. В 1899 году Верещагин отдыхал в Крыму с семьей близ Балаклавского Свято-Георгиевского монастыря, который пользовался в то время среди петербургской и московской интеллигенции большой популярностью, как место экзотического уединенного и относительно недорогого отдыха. Там художник снимал небольшой домик, стоявший на террасе каменного склона в окружении кипарисов и кустов роз. Основное время на отдыхе Верещагин отдавал живописи, с увлечением писал яркую, красочную, залитую солнцем природу побережья у монастыря.

В.В. Верещагин. "Мыс Фиолент".
В.В. Верещагин. "Мыс Фиолент".
В.В. Верещагин. "Близ Георгиевского монастыря. Крым»
В.В. Верещагин. "Близ Георгиевского монастыря. Крым»
В.В. Верещагин. «Вид Крымских гор».
В.В. Верещагин. «Вид Крымских гор».

Василий Дмитриевич Поленов

Василий Поленов впервые оказался в Ялте в 1887 году, приехав лечиться от головных болей. Пребывание на полуострове пошло на пользу художнику, в Москву он вернулся полностью здоровым, а в Крым приезжал еще не раз, и не раз писал здесь свои великолепные пейзажи. Краски его картин казались современникам чарующими и воспринимались как живописное откровение.

В.Д. Поленов. "В Крыму". 1912г.
В.Д. Поленов. "В Крыму". 1912г.

Сегодня пронизанные солнцем крымские этюды Поленова составляют гордость многих музейных собраний России.

В.Д. Поленов. "Крым. Судак. Бухта и гора Сокол". 1912г.
В.Д. Поленов. "Крым. Судак. Бухта и гора Сокол". 1912г.