📖❓ Чтобы лучше понимать день сегодняшний, зачастую нелишне разобраться в прошлом. Именно такую цель ставит перед собой автор нашей новой рубрики «Исторический разбор» Федор Гайда. Итак, разберёмся в прошлом, чтобы собраться в настоящем.
ЧТО ТАКОЕ «СВЯТАЯ РУСЬ»?
❓У разных народов есть разные именования для своей родины. Англичанин говорит «добрая старая Англия», француз – «прекрасная Франция», итальянец – «сладостная Италия». У нас Россия не всегда добрая, порой не особо прекрасная и уж совсем редко когда сладостная. Для многих она и вовсе «немытая» и «проклятая». Но даже и такие, пусть с иронией или скепсисом, а говорят о «Святой Руси» - настолько силен и неискореним этот образ. Откуда он происходит и что означает? ❓❗️
Интересно отметить, что его никто никогда специально не придумывал. Понятие это выросло вместе с самим народом, с самой Русью.
Русское слово «святой» связано со словом «светлый». В древнерусских былинах «святая Русь» отождествляется с «белым светом». Когда Илья Муромец отправляется на ратные подвиги, он нем говорится так: «И заслужили тогда его ноги резвые, // И заслужили руки белые, // И увидел тогда он вольный белый свет». Вот этот “белый свет” в былинах именуется так же “светлой” или “святой” Русью. Похожий образ будет и в древнерусской литературе: «О светло светлая и украсно украшена земля Руськая!». В договоре киевского князя Олега с Византией в 911 году русские князья будут именоваться «светлыми и великими».
Сочетание «русского» и «светлого» (или “белого”) оказалось крайне устойчивым и в русской культуре, и в представлениях соседних народов. Сами русские, а также европейские путешественники именовали Московское царство «Белой Россией». «Белый царь» прославлялся в русских народных песнях. Так его с XVI века именовали и на Востоке. Такое же самоназвание – Белая Россия – возникло и в русских землях, включенных в состав Великого княжества Литовского. А православных подданных Литвы начали именовать «белорусцами» (белорусами). В XVII веке понятие «Белая Русь» было окончательно закреплено за нынешними белорусскими землями и при Алексее Михайловиче внесено в официальный титул русских царей: “всея Великия, и Малыя, и Белыя России”.
В начале XIX века понятие «Святая Русь» получило второе дыхание. Связано это было и с патриотическим порывом времен наполеоновских войн, и с первыми публикациями древнерусских былин и духовных стихов. «Святая Русь» становится наиболее возвышенным именованием Отчества. Но уже тогда было отмечено, что “Святой Русью” мало именоваться, надо еще и ею быть. Поэт Петр Вяземский, обращаясь к России, писал:
О, дорожи своим залогом!
Блюди тобой избранный путь,
И пред людьми и перед Богом,
Святая Русь, – святою будь!
Именно это духовное понимание Святой Руси позднее отобразилось и в богослужебных текстах. Знаменательно, что впервые Святая Русь прозвучала в церковном гимне накануне Февральской революции 1917 года. Это произошло при составлении службы священномученнику патриарху Московскому и всея России Гермогену. Там говорилось: «Богу нaшему тобою слaва, тебе же, священномучениче Ермогeне, довлеет рaдоватися во свете лица Его и непрестaнно молитися, да не погибнет Рyсь святая». Впервые служба, автором которой был протоиерей Илия Гумилевский, была опубликована осенью 1916 года. А в грозном 1918 году священноисповедником иеромонахом (позднее – епископом) Афанасием (Сахаровым) и профессором Петроградского университета Тураевым была составлена служба всем русским святым. И туда была внесена знаменитая стихира: «Русь святая, храни веру Православную!». Служба всем российским святым была утверждена Всероссийским Поместным собором 1917-1918 года на пороге гражданской войны. В эти времена Святая Русь вступила в такие испытания, которые ни с какими иными в ее многострадальной истории сравнить нельзя.
День всех святых, в земле Русской просиявших, был установлен тем Поместным собором и празднуется во второй воскресный день по Пятидесятнице. В День всех российских святых в 1941 году началась Великая Отечественная война. В разгар кровавой бойни советское государство осознало необходимость обращения в историческим корням. Началось церковное возрождение, воссоздание Святой Руси. В 1943 году это понятие было закреплено в патриаршем титуле: Святейший Патриарх Московский и всея Руси. И поэтому везде в мире, где молитвенно возглашается имя предстоятеля Русской Церкви, вспоминается тем самым Святая Русь. Там она и присутствует. Но важно, чтобы она присутствовала там не только на словах.
Это был ИСТОРИЧЕСКИЙ РАЗБОР ФЁДОРА ГАЙДЫ.