Найти в Дзене
Загадки истории

Возможно, Джугашвили поменял фамилию на «Сталин» из-за женщины: кем она была

Оглавление

Я не проводила опрос, но, думаю, что большинство скажет: псевдоним «Сталин» Иосиф Виссарионович Джугашвили взял себе, потому что хотел подчеркнуть свою твердость и несгибаемость. Согласитесь, что «Сталин» - хорошая фамилия. Мощная. Я сужу не в связи с личностью Джугашвили. Хотя Кобе этот псевдоним прекрасно подходил. Опять же, не буду рассуждать на тему: «Плохой Сталин – хороший Сталин». В любом случае, это был настоящий хозяин государства. Не то, что некоторые – номинальные фигуры.

Если «искать женщину», то есть думать, из-за какой дамы Джугашвили стал Сталиным, можно, наверное, вспомнить имя его первой жены – Като (Екатерины) Сванидзе.

Много писали и пишут про то, как Иосиф переживал из-за ухода в мир иной любимой супруги, как хотел последовать за ней, как сказал однажды, что только Като смягчала его сердце, и тому подобное.

Но есть версия, что Джугашвили стал Сталиным совсем из-за другой дамы. Звали её:

Лея Фроимовна Заславская. Неожиданно, согласитесь. Но есть такая версия. Её озвучивал историк и писатель Симон Себаг-Монтефиоре.

Почему не Заславский

Я сейчас произнесла в слух – и стало смешно: «Иосиф Виссарионович Заславский». Как Милославский из «Иван Васильевич меняет профессию».

У женщины было много имен. Как и у всяких-разных других революционеров. А Лея Фроимовна поддерживала большевиков.

Её знали и под именем «Раиса», и под именем-отчеством «Зельда Павловна». Но наиболее известна эта женщина под псевдонимом «Людмила Николаевна Сталь».

Есть предположение, Джугашвили взял себе псевдоним именно в честь этой женщины.

Может, слышали? Есть такой анекдот или шутка: Ленин брат, Ленин сын, Ленин муж. В том смысле, что «Ленин» - не фамилия, а отношение к некой женщине. То есть, с маленькой буквы нужно писать: «ленин муж».

Надо, кстати, выяснить поточнее, почему Ульянов стал Лениным. Это как-нибудь в другой раз. Пока же про Сталина. Получается, что он, если верить Себаг-Монтефиоре, назвался в честь женщины под псевдонимом «Сталь». Хорошо, что Сталин, а не Людмилин.

Старая большевичка

Может быть, не очень хорошо применять в отношении женщины слово «старая». Но к Людмиле Николаевне это нужно сделать. Она еще в 19 веке стала интересоваться коммунизмом, разделять идеи, поддерживать их. То есть, для Сталина Людмила Николаевна была старшим товарищем. Поговаривали, что не только товарищем.

Сталь была умной, темпераментной, привлекательной в какой-то степени. Джугашвили – молодым и горячим.

Людмила Николаевна, естественно, при царе часто расплачивалась за свои взгляды. Она поскиталась по ссылкам. В начале прошлого века Сталь отбыла в Европу, чтобы там спокойно заниматься революционной деятельностью.

-2

На родине она встречалась со Джугашвили, который примерно в 1904 году стал Сталиным.

Лазарь Каганович, впрочем, говорил, что никаких особенных отношений между Иосифом и Людмилой не видел. Якобы Сталь была исключительно старшим товарищем. Подтвердить или опровергнуть это нельзя. Нет доказательств.

Известно, что Иосиф Виссарионович давал первой читать свои труды именно Людмиле Николаевне. И не только, чтобы та ознакомилась. Женщине было разрешено вносить правки. И она это делала.

Судьба Стали

Я уже отмечала, что Людмила Николаевна одно время жила за границей. Это было, ориентировочно, с 1906 по 1916 годы. В некоторых источниках указано, что до 1917. Не столь важно. Понятно, что революционерка жила в Европе, готовилась к свержению власти в России.

В 1917 году Сталь работала в Кронштадте и в Санкт-Петербурге, занималась агитацией, была редактором газеты «Пролетарское дело». Кроме того, женщина была членом исполкома Кронштадтского совета.

Владимир Суходеев в энциклопедии «Сталин» писал, что Людмила Николаевна долгое время была помощницей Джугашвили, рецензировала его статьи. А Сталин предлагал своей помощнице ставить свою подпись под публикациями. Но та отказывалась.

В 1918 году у Стали было много работы. Она вела политработу в Красной Армии, контролировала ситуацию на Кавказе, была редактором газеты «Коммунистка».

-3

А в последние годы жизни Людмила Николаевна трудилась в музее СССР. У неё была приличная разница в возрасте с Джугашвили. Поэтому, когда Иосиф Виссарионович только входил во вкус управления страной, Людмила Николаевна уже готовилась к иному миру – к переходу в него. В 1939 году женщина ушла из жизни. Ей было 67 лет.

Погребение состоялось в Москве. Естественно, с почестями.

Почему только помощница

Выше я написала, что у Стали и Сталина были довольно близкие отношения. Но мало кто сейчас считает, что было там и место для романтизма. Упомянутый Лазарь Каганович отмечал, что, даже если между Людмилой и Иосифом было что-то интересное, то это нормально. В те годы, когда люди общались Сталин был свободным человеком. Еще не увлеченным молодой Надеждой Аллилуевой.