Основан ли знаменитый ролик банка «Империал» на реальных событиях? Исторические анекдоты, часть 2
Короткие, веселые и поучительные #анекдоты из прошлого нашей страны – удивительный жанр. Смеясь над тем же, над чем потешались наши предки, мы словно бы выстраиваем мост над пропастью времени, разделяющей нас. Очевидцы бережно сохранили забавные случаи, произошедшие с сильными мира сего. Или выдумали их сами, подшутив над друзьями или врагами, оставив назидание нерадивым потомкам.
«По мнению моему, чтение анекдотов из Плутарха образовало наиболее военных людей. Это черты, из которых составляется портрет, образец соревнованию. И нередко один анекдот, лучше всякого пера истории, изображает нам характер и гений героя. Прочитав в Светонии анекдоты из частной жизни Цезарей, мы лучше обнимаем Тацита… и всю римскую историю. Сам Цезарь собирал острые слова, апофтегмы Цицерона, а цензор Катон — достопамятные сказания знаменитых своих соотечественников… Без Голикова и Штелина не знали бы мы нашего Петра Великого, как мы теперь его знаем» (с) Е. Фукс
Хитрость императрицы
История про «звезду графу Суворову» как ни удивительно, произошла на самом деле. Для потомков ее сохранил князь Голицын.
Однажды в канун Рождества #Суворов был приглашен отобедать к матушке Екатерине. Отношения военачальника и императрицы складывались непросто. Александр Васильевич не любил немцев и не любил женщин, а вот #Екатерина Великая симпатизировала упрямому графу и щедро одаривала его… если не забывала в суматохе придворных дел. То ли она увлеклась амурными маханиями, то ли ссорилась с сыном, то ли Потемкин, не любивший Суворова, нашептал что-то императрице, но наградами за очередную победу строптивец был обделен.
Императорский обед как всегда удался выше всяких похвал, повара постарались сочетать исконно русские и причудливые зарубежные кушанья. Гости не уставали работать челюстями, и матушка Екатерина тоже кушала с аппетитом. Один Суворов даже не смотрел на тарелку, увлеченный беседой с соседями по столу. Екатерина не замедлила поинтересоваться, в чем причина такого пренебрежения.
– Он у нас, матушка-государыня, великий постник, – в порыве ревности съязвил Потемкин.– Ведь сегодня сочельник, он до звезды есть не будет.
Екатерина, как женщина умная, нашла красивый выход из положения. Шепнула на ухо камердинеру и вскоре к столу принесли футляр с бриллиантовой орденской звездой святой Анны. Императрица торжественно поднесла награду Суворову и добавила, что теперь-то он может разделить трапезу с придворными.
Но это была не единственная награда.
Благословенная шуба
Граф Суворов как известно являлся ревностным сторонником закаливания. И зимой и летом он ходил в тонкой рубашке и старом мундире, с непокрытой головой, в злейшие морозы надевал истрепанную отцовскую шинель. Также в своих покоях поутру предпочитал разгуливать в костюме Адама, а зимой ради укрепления здоровья выбегал голышом на мороз.
Матушка Екатерина весьма переживала за хрупкое здоровье немолодого уже военачальника. И однажды, узрев его в шинели, которой погнушался бы и Акакий Акакиевич, послала полководцу новехонькую черную соболью шубу – поистине императорский дар. И наказала, чтобы зимой Александр Васильевич с шубой не расставался.
Суворов – куда деваться – принял дар с благодарностью. И с тех пор каждую зиму… возил шубу с собою в карете, уважительно пристроив на сиденье. А вот возлагать монарший дар на грешное тело по христианскому смирению отказывался наотрез. И поди его переспорь!
Морские названия
Однажды после победоносного завершения войны со шведами личного приема у Екатерины удостоился адмирал Чичагов, старый моряк. Любопытная императрица стала расспрашивать Чичагова о подробностях морской баталии и пленении вражеского контр-адмирала.
Сперва флотоводец рассказывал о сражении скупо и неохотно. Непривычный к дворцовому этикету он чувствовал себя крайне неловко. Однако обаяние императрицы преодолело застенчивость старого моряка, он впал в раж и начал подробнейшим образом пересказывать ход сражения, команды и распоряжения, отданные матросам.
Придворные замерли, раскрыв рты – Чичагов виртуознейшим образом владел соленой матросской бранью и закладывал такие коленца, что в вазах вяли цветы. А тут дамы присутствуют… да что дамы, сама императрица.
Марья Савишна Перекусихина, любимая камер-юнгфрау Екатерины, не выдержав, выразительно раскашлялась. Адмирал замолчал – и понял, что же он натворил.
Пав на колени перед Екатериной, Чичагов запросил пощады у Ее Величества. Императрица лишь ласково улыбнулась:
– Продолжайте, пожалуйста, дальше ваш весьма интересный #рассказ, я этих морских названий и слов все равно не понимаю.
Андреевская лента
Восстание декабристов привело к множественным арестам и грандиозному следствию. По настоянию императора Николая Павловича надлежало выяснить все подробности заговора и измерить вину каждого из преступников. Проводились сотни очных ставок – немногие герои гордо молчали, большинство честно каялось и «сдавало» единомышленников.
На очной ставке руководителей восстания, Пестеля и Волконского, за допросами наблюдал граф Голенищев-Кутузов. Узнав о том, что дворяне планировали казнить императора и всю его семью, царедворец пришел в ужас, и, не в силах сдержать чувств, сказал преступникам
- Удивляюсь, господа, как вы могли решиться на такое ужасное дело, как цареубийство?
Пристыженный Волконский покраснел и промолчал – ему изначально не нравилась идея казни монарха. А вот решительный Пестель за словом в карман не лез:
- Удивляюсь удивлению именно Вашего превосходительства, Вы должны знать лучше нас, что это был бы не первый случай.
Теперь покраснел и замолчал граф – все знали, что вельможа был одним из соучастников убийства императора Павла, за что был обласкан Александром I.
Пестель же повернулся к допрошающим и добавил:
- Случалось, что у нас в России за это жаловали Андреевские ленты!
Увы, в словах декабрист была толика правды – Петра Федоровича задушили подушкой, Иоанна Антоновича убили при попытке освобождения, да и Петр I во время оно чудом избежал смерти...
И дабы не заканчивать статью на печальной ноте, вспомним историю про Николая Павловича.
Гривенник
В 1840х годах в Петербурге появился первый общественный транспорт – омнибусы, запряженные лошадьми. Новинка пришлась по вкусу светской публике, все считали своим долгом прокатиться по улице, а затем долго обсуждать путешествие на балу или приеме.
Среди любопытствующих оказался и #император Николай Павлович – подобно халифу Харуну аль-Рашиду он любил прогуляться по улицам и посмотреть, чем дышат его подданные. Увидев на Невском омнибус, Его Величество решил прокатиться и кое-как втиснулся в битком набитый салон. Его никто не узнал, пришлось ехать стоя. На Адмиралтейской площади Николай захотел выйти, но был остановлен кондуктором:
- Позвольте получить гривенник за проезд!
И тут Самодержец Всероссийский осознал, что не взял с собою наличных денег. Пришлось просить у кондуктора поверить императору на слово.
Тот поворчал-поворчал, но тащить незнакомого дворянина в участок не рискнул – пришлось поверить.
А на другой день в контору омнибусов камер-лакей доставил десять копеек с приложением двадцати пяти рублей на чай кондуктору.