Виталий Дмитриевич Королёв пришел на встречу с многочисленными газетными вырезками, фотографиями, коллекцией значков. Несмотря на довольно преклонный возраст (нашему герою 83 года) он сохранил достаточно хорошую память (помнит многие даты, фамилии), энергичен и довольно позитивен. Жизнь его не баловала. Виталий Дмитриевич много учился, потом работал, всегда делая своё дело на совесть.
Какой мальчишка, родившийся накануне войны и переживший все ужасы того времени, не мечтал тогда о небе? А Виталий осуществил свою мечту!
Как всё начиналось
Парень работал на шахте подземным машинистом электровоза в Ростовской области. И учился в вечерней школе рабочей молодежи. Потом подал документы в Высшее морское училище в Ленинграде.
— В училище тогда более 1000 человек было, их готовили около трёх месяцев. Курсанты нам тогда и говорят: «Куда вы лезете?» Готовили механиков на корабли. Но многие специально сдавали на двойки математику, чтобы не поступить. Я тогда напугался страшилками военных. И тоже двойку получил на экзамене, меня и отчислили, — вспоминает ветеран авиации.
Вместе с друзьями подали документы в лётное училище, в Северное управление гражданской авиации. Здесь уже и экзамены хорошо сдал, а сочинение даже на пятёрку написал. Так Королёв стал кандидатом в курсанты училища. А после прошёл ещё и строгую медицинскую комиссию.
— Учился я 2 года 9 месяцев, — продолжает свой неторопливый рассказ Виталий Дмитриевич. — Сначала учили нас летать на Як-18, советском учебно-тренировочном самолёте, потом был Ан-2, легкий многоцелевой самолёт. Помню, что пилоты-инструкторы, уехавшие в Восточную Сибирь, написали нам, что здесь нет никакой химии, а работы – непочатый край.
Летчика Виталия Королева направили в Киренск, где он стал пилотом на Ан-2. Рассказывает, что летали до Тикси, на восток, увозили взрывчатку. И днём, и ночью. Потом, когда сам стал командиром Ан-2, возил пассажиров.
— Однажды прилетаю, начальник отдела кадров Романов мне говорит: «Дмитриевич, выручи нас, пришло место на вертолёт Ми-4, его нельзя терять. И поехал я учиться снова. А когда вернулся, то летал с будущим Заслуженным пилотом СССР Чеховым Борисом Георгиевичем, с командиром Владимиром Алексеевичем Лобовым.
Говорит, что перевозили по Лене буровые, на правый берег доставляли бочки с соляркой. А как-то, вспоминает, в районе Ербогачена искали потерявшихся геологов Ангаро-Ленской экспедиции. Не доехали они 30 километров до конечной точки, заблудились. Нашли пилоты тогда геологов, указали им нужное направление.
После Киренское предприятие получило вертолёты Ми-8. Первый вертолет пригнали из Казанского вертолетного завода. Виталий Королёв был в составе экипажа Лобова. В старом аэропорту стала базироваться экспедиция, которую они обслуживали.
По разные стороны фронта
— Один случай расскажу, — снова погружается в воспоминания ветеран, бывший командир Ми-8. — Наше правительство обратилось тогда за помощью в Германию. К нам прилетел главный редактор газеты «Зюддойче цайтунг» (Южногерманской газеты). У него было задание – посмотреть, что русские строят, а потом уже определиться с помощью. Он прилетел в Иркутск, потом в Усть-Кут. Редактора сопровождал секретарь горкома партии Юрий Гречухин. Полетели, груз выбросили на Ние, а выше РЭБа, в деревушке, жил тогда охотник. Завезли редактора к нему. Они там выпили немножечко и разговорились, у охотника были изувечены пальцы на руке после войны.
Оказалось, что они воевали вместе под Ленинградом. Естественно, по разные стороны фронта. И охотник как возмутился: «Так это ты в меня тогда стрелял?». И в драку кинулся. Кое-как его тогда утихомирили. После чего редактор сказал: «Как Гитлер мог начать войну со страной, у которой такая обширная территория и такие люди?»
Вскоре Виталий Дмитриевич Королёв сам стал командиром вертолёта. Обслуживал все бамовские станции, много грузов доставлял для строительства Северобайкальска. Запомнился ветерану авиации и последний полёт, когда он сопровождал члена Политбюро ЦК КПСС, первого заместителя председателя Совета министров СССР Гейдара Алиева от Северомуйска до Тынды на вертолёте Ми-8. Тот был главным куратором Байкало-Амурской магистрали.
Работа на БАМе
Серьёзным экзаменом в жизни авиаторов Усть-Кута и Киренска явилось участие в авиационном обслуживании строительства Западного участка БАМа. Ещё до приезда отряда 17 съезда комсомола вертолёты доставляли на таёжную речку Таюру, место будущего поселка Звездный, продукты, палатки и т.д. А вот что рассказал мне сам авиатор Виталий Дмитриевич Королёв.
— Работа для меня на БАМе началась с обслуживания проектной экспедиции «Томгипротранс», базирующейся в старом аэропорту Усть-Кута, где сейчас расположена новая РЭБ. По первому проекту дорога должна проходить там, где сейчас дачи, по левому берегу Лены. В районе Омолоя нужно было строить первый тоннель, что было очень дорого и проектировщики пошли по другому пути.
Обслуживали изыскателей на вертолете Ми-4. Командиром вертолета был Лобов Владимир Алексеевич, опытнейший пилот, его все очень уважали. Вертолет всегда загружали под завязку. Летали до Кунермы и до Давана, т.е. по всему Западному участку.
С мая 1974 года началась работа по обслуживанию БАМа на вертолетах Ми-8. Летали очень много. Пилоты Усть-Кута обслуживали все станции Западного участка до Нового Уояна, помогали строить город Северобайкальск, ЛЭП, возили строителей, комиссии, артистов, космонавтов.1 октября 1984 года Королёв был на укладке «золотого звена» на станции Куанда.
Об ударном труде коллектива авиапредприятия говорит один только факт: более 40 авиаработников удостоены звания «Отличник «Аэрофлота». Но сам Королёв о своих наградах рассказывает неохотно, чаще вспоминает друзей-авиаторов.
Между тем его фотографии были опубликованы в газетах "Правда", "Комсомольская правда", "Труд", "Воздушный транспорт". Во времена БАМа приезжали журналисты Центрального телевидения и киножурнала "Восточная Сибирь" и рассказывали о нашем герое.
Спасибо, что читаете)))
Не забывайте ставить лайки и писать комментарии.