Найти тему
Жизнь после славы

За что Александра Абдулова выгнали из Ленкома и почему отобрали роль Д'Артаньяна

Саша родился в 1953-ем году в Тобольске в семье заслуженного артиста РСФСР Гавриила Даниловича Абдулова. Когда мальчику исполнилось три года, родители переехали в Фергану. Там отец возглавил русский драматический театр, который сам организовал в начале 30-х годов. Он мечтал о преемнике, но старшие дети — Роберт и Владимир не проявляли интереса к актерской профессии.

Саша Абдулов (справа) с мамой и братом Володей. Фото uznayvse.ru
Саша Абдулов (справа) с мамой и братом Володей. Фото uznayvse.ru

Гавриилу удалось увлечь театром младшего сына, однако предпочитал юный Абдулов все-таки музыку и спорт (профессионально занимался фехтованием). По настоянию родителя, он пытался поступить в Щепкинское училище, но конкурс не прошел. Саша вернулся домой и до следующих вступительных экзаменов трудился рабочим сцены. Вторая попытка увенчалась успехом: его приняли в ГИТИС в мастерскую Иосифа Раевского.

Фото istmira.com
Фото istmira.com

С четвертого курса Абдулов играл на сцене “Ленкома”. Ассистент Марка Захарова увидел его в учебной постановке и порекомендовал режиссеру. Тот устроил Александру прослушивание и взял на роль в спектакле “В списках не значится”. В 1974-ом году Абдулов окончил ГИТИС, и Захаров зачислил его в штат. В “Ленкоме” актер прослужил до конца своих дней. С первых лет он играл главные роли и вскоре стал ведущим артистом труппы и любимцем режиссера.

Футбольная команда “Ленкома” “Авось”. Фото gugegot.livejournal.com
Футбольная команда “Ленкома” “Авось”. Фото gugegot.livejournal.com

Марк Анатольевич прощал ему нарушения трудовой дисциплины и частые отлучки на съемки. Но однажды терпение режиссера иссякло. Абдулов пришел на дневной спектакль “Поминальная молитва” после бурно проведенной ночи, переоделся в сценический костюм и… лег спать. Актера разбудили, он вышел на сцену, однако не смог произнести ни слова, потому что напрочь забыл текст. За сорванный спектакль Захаров выгнал его из театра. Впрочем, гнев режиссера быстро утих и он принял Александра обратно.

Театр “Ленком”, спектакль “Поминальная молитва”. Фото kino-teatr.ru
Театр “Ленком”, спектакль “Поминальная молитва”. Фото kino-teatr.ru

Большинство коллег любили Абдулова за отзывчивость и доброту. Грубым и надменным представляли его папарацци, пострадавшие от горячего нрава актера. Он не выносил наглого вмешательство в частную жизнь и, случалось, кулаками отстаивал свою честь и достоинство. Очень трогательная дружба связывала Александра с пожилой актрисой Татьяной Пельтцер, последние годы которой он скрасил сыновней заботой.

Фото isralove.org
Фото isralove.org

В кинематографе Абдулов дебютировал в студенческие годы, начав с эпизодов. И первым успехом (инженер Щукин в “12 стульях”), и всенародной славой (Медведь в “Обыкновенном чуде”) актер был обязан тому же Марку Захарову. Он сыграл яркие роли в лучших фильмах режиссера: “Тот самый Мюнхаузен”, “Дом, который построил Свифт”, “Формула любви” и “Убить дракона”.

Александр Абдулов и Андрей Миронов. “12 стульев” 1976 г.
Александр Абдулов и Андрей Миронов. “12 стульев” 1976 г.

Не менее плодотворным было его сотрудничество с другими знаменитыми кинорежиссерами: Аллой Суриковой, Татьяной Лиозновой, Станиславом Говорухиным и т.д. Огромную популярность завоевала музыкальная комедия Константина Бромберга “Чародеи”, где Александр исполнил роль жениха “ведьмы” Алены, в образе которой выступила Александра Яковлева. Всем пришлось подстраиваться под бешеный график актера: он мог работать только по ночам, так как снимался в четырех картинах одновременно. “Чародеи” стали пятой по счету.

“Чародеи” 1982 г.
“Чародеи” 1982 г.

Еще одну звездную роль Абдулов должен был сыграть у Георгия Юнгвальд-Хилькевича в “Мушкетерах”. Его уже утвердили на роль Д’ Артаньяна и сшили костюмы. Полным ходом шли пробы с будущими партнерами, но вмешался случай.

Фотопроба на роль Д’ Артаньяна. Фото maximonline.ru
Фотопроба на роль Д’ Артаньяна. Фото maximonline.ru

Режиссер познакомился с Михаилом Боярским и решил, что тот больше похож на гасконца. Он отдал Михаилу роль Д’Артаньяна и, терзаемый угрызениями совести, ушел в двухнедельный запой (они с Александром считались друзьями). Георгий не нашел в себе мужества лично сообщить актеру о замене.

Абдулов обо всем узнал и сам позвонил Юнгвальд-Хилькевичу, чтобы “расставить все точки над i”. Он повел себя очень достойно и пожелал режиссеру удачи, но их дружеские отношения на этом закончилась. Руководство было не в восторге от кандидатуры Боярского. Чтобы его утвердили на роль Д’ Артаньяна, Георгию пришлось “пожертвовать” своей КонстанциейЕвгенией Симоновой. Вместо нее режиссеру, по его словам, “навязалиИрину Алферову, жену Абдулова.

Фотопроба Евгении Симоновой на роль Констанции. Фото pikabu.ru
Фотопроба Евгении Симоновой на роль Констанции. Фото pikabu.ru

90-е годы не отразились на занятости Александра. Он активно снимался до конца жизни, не пренебрегая сериалами (на мой взгляд, лучшим из них был “Мастер и Маргарита”, где актер блестяще сыграл Коровьева).

Александр Абдулов и Олег Басилашвили. “Мастер и Маргарита” 2005 г.
Александр Абдулов и Олег Басилашвили. “Мастер и Маргарита” 2005 г.

Однако в последние годы его больше интересовала режиссура. Абдулов снял два фильма: музыкальную сказку “Бременские музыканты” и комедию “Лузер” (совместно с Владимиром Фатьяновым), которые вопреки затраченным душевным силам не имели успеха. Уже будучи тяжело больным, он запустился с картиной “Гиперболоид инженера Гарина”, но завершить ее не успел.

“Бременские музыканты & Co” 2000 г.
“Бременские музыканты & Co” 2000 г.

О личной жизни актера читайте в продолжении "Александр Абдулов мог за вечер проиграть квартиру, лишь последняя жена избавила его от пристрастия"