Найти тему
Валерий Грачиков

Суворов остался недоволен наградой за взятие Измаила. А справедливо ли он обижался?!

В музее «Золотые ворота» во Владимире среди шпаг, пистолетов и прочих музейных экспонатов обнаружилась небольшая серебряная медаль – крест, которым награждали офицеров за взятие Измаила в 1790 году. То есть, это награда за тот самый штурм под командованием Суворова.

Награждали этими медалями

«…командиров разных чинов военнослужащих, за отличные подвиги, оказанные в предшедшую пред сим кампанию и особливо при взятии приступом города и крепости Измаила, со всемилостивейшим пожалованием всему войску, бывшему на приступе, каждому по серебряной медали с надписью за храбрость и усердие…»

Случилось это событие 25 марта (5 апреля) 1791 года. В тот же день, тем же указом наградили и командовавшего штурмом генерал-аншефа Александра Васильевича Суворова.

Александр Васильевич всегда очень высоко ценил свою службу и считал, что наградами его обходят и обижают. Считается, что за Измаил он рассчитывал получить фельдмаршала и очень оскорбился когда его сделали «всего лишь» подполковником Преображенского полка, выбили в его честь медаль, а Сенат составил похвальную грамоту с описанием его подвигов.

Казалось бы, какая мелочь. Ведь, как повторяют все дружно, начиная с советских времен: «Этих подполковников в Преображенском полку было ДЕСЯТЬ человек…», мол, что это такое за честь и награда. Так, наградили, чтобы формально отметить полководца.

-2

Но если посмотреть историю Преображенского полка, как это делает лучший, как мне кажется, знаток биографии Суворова - историк Николай Рогулин, то окажется, что в момент, когда Суворов стал подполковником лейб-гвардии Преображенского полка, в нем имелся аж целый … ОДИН подполковник. И был им непосредственный начальник Суворова, генерал-фельдмаршал, светлейший князь и пока еще всесильный Потемкин. Один, а не десять.

Теперь по поводу медали, отчеканенной в честь Суворова. Тоже казалось бы, какая мелочь… Не могли полководца наградить по достоинству! Ну да, мелочь. Этой «мелочи» за все долгое царствование Екатерины II смогли удостоиться за свои «скромные подвиги» следующие люди: Григорий Орлов, Алексей Орлов, Петр Румянцев и два раза Григорий Потемкин. И ещё – Суворов. За Измаил. Очень "скромно" отметили, чего уж там.

-3

Так что не все так просто с этими «скромными» наградами. Получается, что Александра Васильевича наградили и отметили вполне по достоинству. Фельдмаршала он тоже получит, за еще больше достижение – разгром польской армии.

Кстати, сам Суворов в письмах не упоминал, что рассчитывал получить фельдмаршала. Ему мечталось стать за успешный штурм крепости генерал-адъютантом, чтобы появляться при императорском дворе. И про это он регулярно писал своему племяннику Д. И. Хвостову, у которого останавливался в Петербурге, так как своего дома в столице у Суворова не было:

«…Гвардии подполковник попрежде, Генерал-Адъютант попосле в докладе по Измаилу Князя Григория Александровича. И сего я лишен…»

Но получить генерал-адъютанта Суворову не светило. Потому что при дворе его не хотела видеть сама Екатерина II. Даже на торжествах по случаю победы в русско-турецкой войне Суворова не было, его отправили заниматься крепостями на шведской границе. Веская причина у императрицы была: нелестные отзывы Суворова о фривольных нравах при дворе ей, разумеется, были известны. Так зачем давать генерал-адъютанта человеку, который недоволен тем, как ведут себя при дворе? Служи Суворов в войсках, в дальних гарнизонах.

Но впереди еще был знаменитый короткий и емкий рапорт:

«Матушка! Ура! Варшава наша!»

И не менее емкий ответ императрицы:

«Ура, фельдмаршал!»

Но это – уже совсем другая история, до которой было еще три года. Тем более, что на самом деле и рапорт был совсем другим, и письмо Екатерины II тоже.

---------

Для того, чтобы было удобнее находить мои статьи на Дзене, подпишитесь на канал и тогда его удобно изучать в разделе подписок.