Очень любопытно наблюдать за траекторией движения ведущих московских театров в последнее время. Тут нужно сразу отметить, что "ведущие" у каждого театрала свои.. Вот он - мой личный рейтинг:
1) МХТ им.Чехова
2) Гоголь- центр
3) Современник
4) Вахтанговский
5) Театр Табакова (до недавнего времени..)
У Вас, наверняка он свой.. Интересно было бы узнать- кто на первом месте?)))
Последние годы, нужно признать, сопровождались массовым "уходом" режиссеров-мастодонтов советского театра- Захаров, Табаков, Волчек, Фоменко, Любимов- люди, сформировавшие целые поколения, идеологи эпохи, поменявшие на своем веку множество правителей и эпох, неоспоримые лидеры в своем " коровнике" . Охватывает тихая грусть, вспоминая о каждом, понимая, ЧТО!!! они смогли сделать и как повлияли на каждого из нас. Но время неумолимо, жизнь человеческая когда то неминуемо заканчивается и нужно двигаться дальше...
- в МХТ пришел Женовач... Нужно признать, что при Табакове было 3 эпохи МХТ- бурное развитие, расцвет, глубочайший кризис в конце.. Возможно у Палыча просто закончились силы, болячки одолели, но поздний Табаковский МХТ представлял собой жалкое зрелище...Все это засилье Богомоловых- Молочниковых привело к печальному итогу- в мужской части труппы были Хабенский, Пореченков, Белый, Матвеев, Золотовицкий... все они сидели практически без работы, зато на сцене "царили" Верник, Миркурбанов и Дюжев...Да, это правда, лучших- отодвинули...
Еще более жалкое зрелище- женская половина.. Упорству Зудиной нужно конечно позавидовать...если по актрисам старшего возраста вопросов нет, тут неоспоримо- Самое Высокое Качество; нимфеток, лирических героинь можно набрать из театральных школ, то вот возраст 25-60 "Царица" выжгла до основания, до последнего САМА играла в "Последней жертве".. Сколько там лет этой Невесте по Островскому?)))) Смех! Самый яркий пример - кастинг на последнюю Чайку... Кого назначать на Аркадину? Когда я увидел в афише Мороз у меня просто челюсть выпала.. Серьезно? Мороз- Аркадина? Вы смеетесь? Вот эта псевдо-крутизна с лицом, которое в каждом проекте, в каждой роли кричит зрителю: "Я Вас всех ненавижу!". "Ненавижу!" - в "Содержанках" , "Ненавижу!" - теперь в "Чайке... Все время одинаковая, псевдо- переживая, псевдо-играет АРКАДИНУ??? Абсолютная дискредитация звания Артист...(привет Богомолову...) Тотальная, безнадежная профнепригодность. Вы знаете хоть одну хорошую роль Мороз? Я-нет! А потом просто посмотрел на сайте театра труппу сегодняшнюю ...и....некому там играть Аркадину...всех Маринка разогнала...
И в этом состоянии Женовач принимает театр....конечно - не позавидуешь, но уже прошло достаточно времени и пока показать какой то тренд, направление...Брали то как лидера, как человека, способного принести свою эстетику... Но пока, не обладая никаким инсайдом изнутри, возникает ощущение, что театр впал спячку, в эпоху застоя... Для меня самый яркий пример- год назад у меня были билеты на премьеру -"В окопах Сталинграда". По каким то причинам перенесли... НО!!! НА ГОД!!!! Готовый, отрепетированный спектакль, на год, Карл!!! При Табакове такого даже представить себе было нельзя! ....грустно. Не потрясают ни "Бег", ни "Заговор чувств", ни последние премьеры театра. О кассовом успехе говорить трудно, по творчеству....посмотрим что будет дальше.......
- Гоголь- центр ... конечно, будет еще много лет ехать по рельсам, положенным Серебренниковым. Уникальное явление в Путинском времени. Как они их не разогнали? Просто непонятно! Единственное театральное место в Москве, где просто воздух чище...где витает дух свободы, легкости, молодости...А какие там Зрители!!! Вы видели эти лица? Умные, молодые, осознанные...Дай Бог тебе, Кирилл, долгих лет и прости, что не смогли тебя отстоять...
- Современник... пока никак... Безусловные удачи последнего- времени это "Собрание сочинений" (пьеса написанная Гришковцом еще при Волчек, как подношение любимой актрисе) на 100% бенефис Нееловой, спектакль, "сделанный" самой Нееловой; и "Театр" - спектакль имени Яковлевой... Любимые "девочки" Волчек продолжают творить историю Современника, являясь сутью и мотором театра... Где тут Рыжаков? Пока не понятно...Неудачный "Живой" (Цой) с молодежью и бессюжетный "Вечно живые. История в лицах" наводят тоску. Есть вопросы, почему например в последней премьере "модной" пьесы "Папа" мы видим в афише Толстоганову и Шакурова??? При чем здесь Современник? Почему в афише на этих ролях не Бабенко ,Хаматова, и Юшкевич? Ефремов и Хаматов...в лучшем актерском возрасте! Дайте им сыграть Шекспира, Чехова, Бернарда Шоу, Теннеси Уильямса!!
Если Вы кричите про сохранение памяти отцов-основателей- обновите "Пигмалион", где Хиггинс- Никита Ефремов ( и я хорошо отношусь к Маковецкому...), а Пиккеринг- Хаматов.. Вы сохраните великолепный спектакль и лучшей памяти Волчек- не придумать... А куда делись великолепные "Играем Шиллера" и "Пять вечеров"??? Неужели Гармашу невозможно найти замену? Неужели в свои годы Симонова подходит на эту роль? Вопросы...Вопросы...Ну ладно ...я че-та разошелся....))))
-Театр Табакова....Пришлось просто вычеркнуть из списка любимых. По деньгам больше не доступен. Потратить за вечер 1000 долларов кто то и может себе позволить, но для нормального человека это за гранью здравого смысла, да и не стоит оно того... Машков взял курс на коммерциализацию, поют и пляшут, столики вокруг сцены, разливаем бухлишко.... проблема в том, что ценник поднимается, а творчество, похоже уходит на задний план, да, планку держат, но уже никто не ждет от этого театра прорыва, откровения. Уже нет авангардных, новых режиссеров, театральных премий, сытая, довольная жизнь во главе с главным борцом за изменение Конституции, попиливаем бюджеты, жизнь удалась.. Медленно разлагающийся труп...