Здравствуйте, друзья. Этот документ дошёл до нас в списке XII века, и написан от лица великого князя Владимира Святославича, крестителя Руси. Буквально до XIX века никто не сомневался в его подлинности, пока Николай Карамзин не нашёл в нём фактологическую ошибку. Дело в том, что Константинопольский патриарх Фотий жил за 120 лет до событий крещения Руси, хотя это могло быть ошибкой или самовольной впиской переписчика.
Кто-то может возразить, что договоры великих князей Олега и Игоря с византийцами древнее, но те договоры нам известны только из Повести Временных лет, и не являются самостоятельными документами.
Итак, о чём же писал равноапостольный князь Владимир? Дадим ему слово:
Устав святаго князя Володимира, крестившаго росьскую землю. О церковных судех. Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Се аз князь Василий, нарицаемый Володимир, сын Святославль, внук Игорев, блаженныя княгини Ольги, восприял есмь в Святом крещении от грецкого царя и от Фотия патриарха Царегородского, взяв первого митрополита Леона Киеву, иже крести всю землю русьскую святым крещением, потом же летом минувшим создал церковь святой Богородицы десятинною. И дать ей десятину по всей земли русьстей и с княжении в соборную церковь. От всего княжа суда десятою векшу, и с торга десятую неделю, и с домов на всяко лето. От всякого стада и от всякого жита. Чудному Спасу и чудней Его Матери. Потом разверзше грецкий Номоканон и обретохом и в нем не подобает сих судов и таж князю судити, ни боярам его, ни судьям, и аз сгадав, со своею княгинею, с Анной, и со своими детьми, дал есмь ты суды церквам, митрополиту, пискупиям (епископствам) по русьской земле. А посему не надобно вступатися ни детям моим, ни внучатам, ни всему роду моему до века ни в люди церковные, ни в суды их. То все дал есмь по всем городам и по погостам и по слободам где ни суть христиане, и своим тиунам приказываю церковного суда не обидети, не судити без владычна наместника, а се церковнии суди: роспуст (развод), смилное (прелюбодеяние), заставанье (взятие с поличным, во время супружеской измены, наверное), пошибание (драка), умычка (кража невесты без брака) промежи мужем и женою, о животе (о духовной жизни между мужем и женой), в племени или в свастьве поимуться (инцест?), ведьство, зелийничьство, потвори, чародеяние, волхвование, урекания три: бляднею (половая распущенность) и зельи (знахарство), еретичьство и зубоежа (поедание языческой жертвы), или сын отца бьет или матерь или дочь, или сноха свекровь, братья или дети тяжутся о задницю (тяжба за наследство), церковная татьба (кража из церкви), мертвецы сволочат (расхищение могил), крест посекут или на стенах режут (порча церковного имущества), скот или псы или поткы без велики нужы введет (если кто пригонит скот в церковь, это переработанное под русскую действительность 88 правило Трулльского Собора, где введение скота в церковь запрещалось под страхом отлучения) или что непотребно церкви подеет, или два друга имета ся бити, единого жена имет за лоно другого и раздавить (это из Второзакония, гл 25 ст 11—12:" Когда дерутся между собою мужчины, и жена одного (из них) подойдет, чтобы отнять мужа своего из рук бьющего его, и протянув руку свою, схватит его за срамный уд, то отсеки руку ее: да не подащит (ее) глаз твой"), или кого застанут с четвероножиною (скотоложство), или кто молится под овином, или в рощеньи, или у воды (то есть не в церкви, речь идёт о языческих культах), или девка дитя вывержет (аборт). Те все суды даны церкви суть, князю и боярем в те суды нелзя вступатися. То все дал есмь, во-первых, царев ураженью, и по вселенских святых семи зборов, великьих святитель. Аже кто преобидит наш устав, таковам непрощенным быти от закона Божия, и горе себе наследуют. А своим тиунам приказую суда церковнаго не обидети и с суда давати 4 части князю а 10 святьи церкви, а кто пообидит суд церковный, платити ему собою, а перед Богом тому же отвечати на страшном суде пред тмами ангел идеже когождо дела не скроются, благая или злая, идеже не поможет никтоже кому, но только правда избавит от вторыя смерти, от вечныя мукы, от хрещения неспасенаго, от огня негасимаго. Господь рече в день месть въздам, сдержащим неправду в разуме, тех огнь не угаснет, и червь их не умрет(Исайя 66:24). Створвшим же благая в жизнь и радость неизреченную, а створшим злая в воскрешенье суда, имже рече неизмолим суд обрести. Еже искони оставлено есть, и поручено святым пискупам (епископам) городския и торговыя мерила и с пуды и з весы ставила. От Бога тако искони установлено пискупу блюсти без пакости, ни умалити, не умножити, за всё то дати Ему слово в день суда великаго, якоже о душах человеческих. А се церковные люди: игумен, поп, дьякон, дети их, попадьи, и кто в клиросе: игуменья, чернец, черница, проскурница (кто печёт просфоры), паломник, лечец, прощеник(бывший холоп, получивший прощение и работающий на церковных землях), задушный человек( бывший холоп, получивший свободу, и находящийся под покровительством церкви), стороник (странник), слепец, хромец, монастыреве больницы, гостинници, странноприимнице, то люди церковные богадельные, митрополит или пискуп ведает меж ними суд, или котора, или обида, или вражда, или задница (раздел имущества), аже будет иному человеку с тем человеком речь, то обчий суд. Кто переступит си правила, якоже есмы управили по святых отец правилам и по первых царев управленью, кто иметь переступать правила си, или дети мои, или правнучата, или в котором городе наместник, или тиун, или судья, а пообидит суд церковный, или кто иный, да будет прокляти в сии век и в будущии. Семи зборов святых отец вселенских.
Вот такой интересный документ. Владимир передал, по сути, церкви полномочия хранителя чести и моральной чистоты новых прихожан, вчерашних язычников, которые ни о какой морали до этого никогда не слышали, и которые, судя по тексту документа, придерживались вольных, а порой и шокирующих нравов.
Владимир также позаботился, что ни один человек, какое бы он не занимал положение в обществе, не мог обидеть ни священника, ни монаха, паломника, странника, странноприимца (то есть человека, приютившего странника), или человека, находящегося под покровительством церкви.
Сам Владимир, как мы знаем, долгое время не мог казнить никаких преступников, так как считал это грехом, его насилу уговорили, так как ситуация с преступностью потребовала решительных мер.
На этом ражрешите откланяться. До скорых встреч, Вам здоровья и счастья.