. До этого мы рассказывали о том, что успели сделать на Севастопольских рубежах до войны и в июне-июлей 1941 года. Прочитать можно здесь В связи с нехваткой артиллерии для оснащения крымских рубежей, в Севастополе были демонтированы береговые батареи № 12 (ставшая 121 батареей 120 ОАД), 13 (122-я батарея), 100мм батарея 14 бис (127-я батарея). Была демонтирована с оснований 152мм батарея №14. Все это изменило систему огня береговых батарей, что потребовало установки дополнительных огневых точек на сухопутных рубежах. Но, даже не это главное.
Выяснилось, что возможность прорыва противника через Перекопские позиции, является вполне реальной угрозой. Правда, открыто об этом никто не говорил, но, П.А.Моргунов, будучи хорошим специалистом, трезво оценил возможности обороны Крыма, и в своем докладе Ф.С.Октябрьскому изложил свои опасения. В своих выражениях он был осторожен (дабы не обвинили в паникерстве). Он указал, что возможны прорывы моторизованных групп противника, усиленных танками. В результате, Противодесантный рубеж стал Противотанковым. Размещение дотов планировалось вдоль всего рубежа на танкоопасных направлениях. Всего планировалось построить 34 дота. В результате доклада П.А.Моргунова командующему флотом Ф.С.Октябрьскому, появился следующий документ:
ПРИКАЗ НАЧАЛЬНИКА ГАРНИЗОНА г. СЕВАСТОПОЛЯ О ФОРСИРОВАНИИ СТРОИТЕЛЬСТВА ОБОРОНИТЕЛЬНЫХ СООРУЖЕНИЙ ГЛАВНОЙ БАЗЫ ВОЕННО-МОРСКОГО ФЛОТА
23 августа 1941 г.
Противотанковая оборона ГВМБ ЧФ признана Военным советом ЧФ недостаточно эффективной. Поставлена задача — усилить ПТО созданием всевозможных противотанковых препятствий и строительства артиллерийских казематов закрытого типа: в I секторе — 6 казематов; во II секторе — 15 казематов; в III секторе — 13 казематов. Строительство закончить к 1 сентября 1941 г.
Для выполнения поставленной задачи приказываю:
1. ПТО считать первоочередной задачей. К работам привлечь личный
состав воинских частей гарнизона.
2. Ответственность за строительство казематов в срок возложить на командиров секторов и начальника ИО ЧФ.
3. Командирам секторов. Получить материальную часть артиллерии с орудийным расчетом от командиров частей, согласно утвержденной мной разнарядке и доставить на позиции. Продолжать подготовку личного состава секторов усиленными темпами, имея целью: изучение материальной части, местности, приемов борьбы по уничтожению танков, умению пользоваться бутылками с горючей жидкостью, бросать под гусеницы танков связки гранат, укрываться в окопах от танков.
В каждой роте, батарее создать команды истребителей танков в количестве 10—12 человек. Организовать зарядку бутылок с горючей смесью. Одновременно привести в порядок оборонительные рубежи, обратив внимание на маскировку, для чего убрать оставшиеся возле дзотов склады ящиков. Установить порядок подвоза строительного материала к дотам по одной дороге, остальные замаскировать. Маскировку дотов и окопов закончить к 1 сентября 1941 г. Назначить своим приказом ответственных лиц из начсостава за строительство казематов и маскировочную дисциплину. Командиру III сектора получить два 76-мм орудия с боезапасом в АО ЧФ и одно на 30-й батарее 1-го ОАД и организовать батарею в школе запаса. Предоставить снарядные погреба бывшей БС № 13 в распоряжение командира II сектора для хранения принадлежащего ему боезапаса.
4. Начальнику инженерного отдела ЧФ.
Усилить темпы строительства казематов. Приступить немедленно к созданию противотанковых препятствий на местности в порядке очередности и в пунктах, указанных в плане, утвержденном Военным советом ЧФ.
Техническую работу по созданию препятствий возложить на командира отдельного саперного батальона.
Приведение в действие всей системы заграждений возложить на командиров секторов, последним при принятии решений руководствоваться сложившейся обстановкой.
5. Начальнику штаба Береговой обороны ГВМБ ЧФ. Дать задание о
подборе людей для комплектования артсистем Лендера. Для обслуживания калибра 100-мм выделить с БС-2 по 2 специалиста, знающих материальную часть.
Организовать занятия по боевому управлению и взаимодействию всех частей, входящих в состав секторов и приданных ГБ ЧФ для обороны ее с суши. Проверить выполнение данного приказа к 1 сентября 1941 г.
Начальник гарнизона генерал-майор Моргунов
Военный комиссар полковой комиссар Вершинин
Начальник штаба Береговой обороны полковник Кабалюк[1]
Анализ сохранившейся документации отдела капитального строительства ЧФ показывает, что в первом секторе велись работы на площадках дотов № 34-29. Во втором секторе 28-14, в третьем 13-1, однако не всегда и не везде котлованы под строящиеся казематы располагались там, где на схеме П.А.Моргунова обозначены доты с указанными номерами.
К примеру, в первом секторе, котлован под дот № 29 был отрыт между 30-м и 26 дотом, над балкой Сарандинаки, стройплощадки дотов №7 и 8 располагались в долине Бельбека, дот № 14 располагался в районе ГРЭС, доты 27 и 28 планировалось разместить над Максимовой дачей и.т.д. Некоторые намеченные позиции для дотов обозначены на схемах инженерного оборудования севастопольских оборонительных рубежей, включая и схему из книги П.А.Моргунова, значками без номера.
Все 34 дота планировалось выполнить казематными, оснащенными 45мм пушкой 21К, однако при проектировании встала серьезная проблема: для оснащения дотов имелось лишь 15 ранее выделенных 45мм орудий.
Понятие «дот» объединяет в себе три понятия: укрепление, расчет и, самое главное, орудие, устанавливаемое в доте. Начнем с орудий. С 23 августа, количество пушек, выделенных для оснащения дотов становится, действительно 34 (по числу проектируемых казематов), но далеко не все они находились в исправном состоянии, и не все они относились к артиллерийской системе 21К. Что это были за пушки, и откуда они появились?
К 15 орудиями 21К, выделенным ранее, предполагалось добавить:
Из материальной части училища ВМУ БО
-два 75мм орудия Канэ на станке ОСЗ (№1149, 918) оба орудия 3 категории
-одно 102/60 орудие ОСЗ (№77) 3 категории
-одно Б-24ПЛ 4 категории
-одно Б-24 (№314) 3 категории
-одно 34К, (№4) орудие 2 категории
-одно орудие 8К (№238) 3 категории
-одно орудие Б-13 (№4) 4 категории
Из числа орудий Артиллерийского отдела ЧФ, снятых с кораблей при модернизации, планировалось выделить дополнительно еще 9 орудий.
На Балаклавский участок этот приказ не распространялся: Балаклава оставалась «отдельной республикой» в составе Севастополя. По существовавшему в то время делению, оборона города была разделена на Городской и Балаклавский участки. Деление было оформлено приказами начальника гарнизона Севастополя от 5 июня и 12 июля 1941 г. На Балаклавском участке был свой командир - майор М.Н.Власов. Балаклавцы, надеясь на то, что противник танками по горам не пройдет, обозвали свои «доты» «противотанково-противодесантными», на том все дело и закончилось.
Комендантом 1 сектора был начальник школы БО и ПВО майор П. П. Дешевых. Формально, Балаклавский участок подчинялся 1-му сектору, но реально, никакой взаимосвязи в системе обороны не было.
Комендантом 2-го сектора, был начальник Учебного отряда контр-адмирал Абрамов. По воспоминаниям, работы во 2-м секторе шли крайне вяло, и готовность укреплений была очень низкой.
3-й сектор возглавлял командир Местного (караульного) стрелкового полка полковник Егоров, которого чуть позже сменил полковник Н.А.Баранов. 3-й сектор имел большую протяженность, и был разделен на два подсектора. Правым командовал комбриг Е.И.Жидилов, командир созданной в городе 7-й бригады морской пехоты, левым руководил сам комендант 3-го сектора, Н.А.Баранов.
Танкобоязнь родила и еще одно укрепление: противотанковый ров вокруг города, длиной около 35 км. Он потребовал огромного количества трудоресурсов, но, к сожалению, как показала дальнейшая практика, эффективность его (даже на Северной стороне) была близка к нулю.
Отсутствие орудий, выделенных для оснащения дотов, затормозило работы на строительных площадках некоторых артиллерийских дотов. К 28 августа была подготовлена разнарядка на выделение 32 орудий, и работы на большинстве замороженных объектах возобновились.
Основных источников получения артиллерии, по сути, два. Это орудия военных учебных заведений, и списанные орудия, хранившиеся в артотделе ЧФ после переоснащения боевых кораблей.
Основу вооружения дотов, составили пушки ВМУБО. П.А.Моргунов, об этом пишет так: «После выделения артиллерийских орудий из Главной базы на чонгарско-перекопские рубежи в резерве орудий не осталось, и пришлось для установки в дотах использовать учебные орудия, изъятые из военных училищ и Учебного отряда и приведенные в боевое состояние в артмастерских» [2].
Следует обратить внимание на то, что орудия строящихся кораблей для оснащения дотов не использовались. Выделение «нестандартных» орудий для вооружения артиллерийских дотов, потребовало разработки целого ряда типовых казематов и орудийных двориков для различных артсистем. В связи с этим, был разработан целый альбом типовых конструкций, и далеко не все они были казематными и долговременными. Некоторые орудия планировалось установить в открытых орудийных двориках.
Среди современных фортификаторов возник надуманный спор: правомерно ли название «дот» для открытого орудийного дворика с установленным в нем морским щитовым орудием. Следует обратить внимание на то, что во-первых, по сути, это долговременная артиллерийская огневая точка (построенная из долговременных материалов: бетона, цементного раствора, бутового камня), сокращенно ДОТ, а во-вторых, в документах того времени данное наименование применялось не только к артиллерийским казематам, но и к орудийным дворикам и «ротондам» [3].
Ряд орудий, выделенных для оснащения огневых точек, относились к 3 и 4 категории, т.е. требовали ремонта в базовых мастерских или в условиях завода изготовителя. Если ремонт орудий, имеющих индекс «К» (завод им. Калинина под Москвой) сложности не вызывал, то, орудия с индексом «Б» (завод «Большевик», бывший ОСЗ, в г. Ленинград), с сентября 1941г. был проблематичен, т.к. в сентябре началась блокада Ленинграда.
В связи с этим, пришлось вновь изменить состав артиллерии дотов. Орудия, которые не удалось ввести в строй, в конце сентября были заменены орудиями двух учебных батарей Запасного артполка ЧФ. Ранее это подразделение в составе Береговой обороны Севастополя не числилось.
Полк был переведен из Керчи в Севастополь 4 сентября 1941 года. Ему, в качестве учебных, были переданы две батареи стационарных орудий 9К (демонтированная материальная часть старых зенитных батарей) и одна батарея орудий 21К
В Севастополе Запасной артполк ЧФ служил базой для подготовки специалистов береговой обороны, и прежде всего, для подготовки расчетов береговых батарей, дотов и дзотов БО. Первыми документами, положившим начало формирования этой войсковой части, стали приказы командующего № 00206 от 2.9.41 г. и 00244 от 25.9.41, но они касались больше укреплений.
До 15 сентября 1941г. работы шли одновременно на двух рубежах: Противотанковом (он же Противодесантный, он же Тыловой) и Главном, во всяком случае, так указано в докладе Я.М.Балицкого на военно-научной конференции 1961г[4].
10 сентября 1941г. было принято решение об увеличении количества возводимых на Главном рубеже дотов с 5 до 16, с размещением их на наиболее танкоопасных направлениях.
Изучение первичной документации показывает, что в данном случае, речь идет о достройке дотов №1-5 (намеченных, и начатых постройкой еще в июне) и постройке 9 новых дотов (№ 35-43). Однако, из-за нехватки выделенных орудий, работы продолжались, в основном, на Тыловом рубеже.
10 сентября 1941 г. (спустя почти месяц после направления материалов на рассмотрение) штаб флота получил телеграмму № 3Н458, подписанную заместителем начальника ГВМШ Алафузова, о принципиальном одобрении плана сухопутной обороны Севастополя. ГВМШ сделал несколько замечаний к плану, в т.ч. указал необходимость создания третьей линии обороны в 3-м секторе, и усиления 1-й линии 100 и 130мм орудиями. После этого было принято предложение коменданта БО П.А.Моргунова об использовании артиллерии строящихся кораблей.
На тот момент, в Севастополе, в постройке, находились пять тральщиков 59-го проекта. Кроме того, из Николаева в Севастополь удалось эвакуировать три подводных лодки (Л-25, Л-26, С-35), каждая из которых имела на вооружении по одной пушке Б-24ПЛ и одной 21К. Это позволило снизить напряженность с артиллерией, предназначенной для установки в дотах, но эта же мера усложнила задачу, стоящую перед строителями. Дот под 100мм орудие требовал намного больше трудозатрат и ресурсов. На эти сложности наложилось еще одно обстоятельство, сделавшее задачу строителей почти невыполнимой.
[1] Текст цитируется по книге Моргунов П.А. Героический Севастополь М.Наука 1985г.
[2] Моргунов П.А. Героический Севастополь М.Наука 1985г.
[3] дот кругового обстрела под орудие 21К, состоявший из бетонированного окопа и круглой бетонной крыши, установленной на пиллерсах (вертикальных опорных балках)
[4] Балицкий Я.М.Доклад на военно-научной конференции 1961 года. Фотокопия. Архив автора.