Найти тему
Занудный балет

"Это будет национальное унижение". Как американский балет в СССР ездил. Часть 1.

Продолжаем цикл статей о балете эпохи холодной войны. Итак, после того, как Большой балет совершил свой тур по Америке, настал черед, исходя из принципа взаимности, уже американском балету явиться на суд советским публике и критике.

В предыдущих статьях, посвященных визитам Большого театра в Великобританию и США коротко было рассказано о том, что на то, чтобы устроить эти визиты, уходили годы и даже десятилетия. Также все непросто было с устроением гастролей американского балета в СССР.

В сентябре 1960 года в СССР пожаловал Американский балетный театр (далее - АБТ). Впервые его руководитель, Люсия Чейз, задумалась о визите в Союз в 1956 году. Тогда же начались серьезные обсуждения в АНТА (орган, которому в рамках культурного обмена Госдеп США делегировал полномочия по принятию решений, непосредственно касающихся артистических вопросов, оставив себе вопросы логистики), и многие из его членов были всерьез обеспокоены таким рискованным предприятием. Стоит ли вообще ехать в СССР, страну с мощными традициями в области балета? Кому и что там показывать? Кто-то из членов АНТА на одном из заседаний сказал буквально следующее: "Везти балет в СССР - это то же самое, что подать дневник".

Визит АБТ в СССР должен был ответить на важный вопрос: может ли балет иметь американское лицо? Может ли он быть американским (хотя ответ на этот вопрос в случае с АБТ не мог быть однозначным хотя бы по той причине, что танцевали там артисты многих кровей: это и датчанин Эрик Брун, и кубинка Алисия Алонсо, и украинец Игорь Юскевич, и француженка Виолетт Верди, и балерина с русско-китайскими корнями Рут-Энн Кесун, и т.д.)? Вопрос был действительно непраздный, ведь, во-первых, еще буквально до 1920-30-х годов балета в США по сути не существовало, а во-вторых, на этапе своего зарождения он имел русское лицо, ведь у его истоков стояли русские эмигранты. К примеру, у истоков АБТ стоял Михаил Мордкин, московский танцовщик еще императорских времен.

Присоединившейся к труппе Мордкина сначала будучи танцовщицей, а затем и в качестве соосновательницы, Люсии Чейз, после того, как труппа АБТ получила признание внутри страны, хотелось признания и международного. Но дело было не только в признании и положительном ответе на вопрос, могут ли американцы танцевать балет (а также в праве называться первой зарубежной труппой, гастролировавшей в СССР). Чейз всю жизнь за счет своих средств (точнее наследства, полученного ею от богатого мужа, скончавшегося вскоре после свадьбы) обеспечивала выживание труппы, а на гастролях можно было неплохо заработать.

К слову сказать, приезд именно АБТ в СССР совсем не был очевидным вначале. Несмотря на то, что труппа в течение 1940-х годов была сильнейшей в США, в 50-е ее позиции были не так устойчивы, ведь набрала силу труппа Джорджа Баланчина "Нью-Йорк Сити Балле" (туда также уходили танцовщики и персонал из АБТ). И именно с представителем труппы Баланчина, Линкольном Кирстейном, изначально в 1956 г. связывался по поводу гастролей министр культуры СССР Михайлов. Однако Баланчин никуда ехать не собирался, как из-за своих антисоветских взглядов, так и полагая в качестве препятствия разницу в исповедуемой им эстетике абстрактного танца с эстетикой советского драмбалета.

Рассматривалась и труппа Джерома Роббина "Балет США", однако она была отвергнута советской стороной из-за своей чрезмерной джазовости. Таким образом, кроме АБТ, по сути, ехать было никому. Однако после того, как претендентов более не осталось, одна проблема за другой стали наваливаться на труппу.

Люсия Чейз
Люсия Чейз

Для начала в 1958 году, во время тура АБТ по западной Европе, сгорел грузовик с декорациями и костюмами для 12 балетов. Чейз надеялась, что Госдеп поможет финансированием в такой ситуации, однако помощи не дождалась. Наоборот, - АБТ не был включен в Госдеповскую программу финансирования, из-за чего Чейз была вынуждена распустить труппу.

Тем не менее, Чейз не сдавалась, попытавшись собрать необходимый состав. На тот момент действующими артистами труппы (если брать звезд) были Эрик Брун и Виолетт Верди, а вот Марии Толчиф, Игоря Юскевича, Алисии Алонсо, Норы Кэй уже не было. Члены АНТА считали, что без них ехать нельзя, и начались попытки ангажировать их для тура. Мария Толчиф, первая всемирно признанная американская балерина, вспоминала о давлении, которое на нее оказывалось:

Мне объяснили, что это очень важные гастроли с политическими последствиями.... Никто не хотел рисковать - крупнейшее американское учреждение в области искусства должно было познать не меньше, чем триумф в СССР. После разговора с представителями государства, я почувствовала, что будучи американкой, должна отдать долг своей стране. И я уступила.

Труппа кое-как была набрана, однако многие танцовщики, только-только собравшись, почти не репетировали и не выступали вместе. В итоге их первые выступления были жестко раскритикованы местной прессой. Уже знакомый нам Джон Мартин писал:

Если АБТ собирается ехать в СССР представлять США... это закончится глубочайшим национальным унижением... Отправить серую, наспех скроенную труппу в страну, чей балет на протяжениии 200 лет щедро финансируется, тщательно администрируется, и всемирно признан, безответственно до крайности.

Плохая подготовленность труппы стала предметом серьезного обсуждения в АНТА на предмет отмены гастролей, а также на предмет прекращения финансирования труппы. В итоге до таких экстренных мер не дошло, однако правление АНТА выставило несколько условий, которые надо было выполнить (одно из них, в частности, заключалось в том, чтобы уговорить поехать в СССР Толчиф).

Эрик Брун и Мария Толчиф
Эрик Брун и Мария Толчиф

Затем начались проблемы с выбором импресарио. Изначально выказавший желание выступить переговорщиком Сол Юрок отказался от своих намерений (а повлияла на него статья Мартина: плохая форма труппы = провал в СССР = финансовые потери = удар по репутации). В итоге замену нашли - им стал Анатоль Геллер, француз российского происхождения, когда-то имевший дела с АБТ. Человек довольно неоднозначный, однако же проявивший себя компетентным переговорщиком.

А компетентность эта была необходима, ибо выступавший переговорщиком с советской стороны Госконцерт не хотел подписывать соглашение с АБТ. По словам Геллера, отчасти это было связано с тем, что выделенный на тур бюджет уже был освоен, денег не было. Вдобавок к этому, Госконцерт устроил свой отбор в отношении репертуара, который собирался привезти АБТ.

Дело в том, что Чейз изначально хотела привезти в Союз американские популистские постановки (среди которых были "Билли Ребенок" и "Легенда Фолл-Ривер"), дабы, так сказать, поразить советского зрителя достижениями собственно американского балета, да и вообще показать, что такое есть АБТ и американский балет в целом. Такой выбор встретил сопротивление как в США, так и с советской стороны. Советские официальные лица видели "Билли Ребенка" в 1959 году в США, и он был встречен ими, мягко говоря, без энтузиазма. Члены АНТА же высказались в том духе, что невключение в репертуар классики типа "Жизели" или "Лебединого озера" будет подразумевать, что американские танцовщики недостаточно мастеровиты и избегают сложностей. Во-вторых, американские балеты, часто ставящиеся небольшими труппами с умеренным бюджетом, покажутся тусклыми привыкшим к пышным постановкам русским.

Когда АБТ гастролировал в июне 1960-го в Европе (а конкретно в Голландии), его режиссер, Дмитрий Романофф, встретился с танцовщиком и хореографом МАМТа Алексеем Чичинадзе во время одного из представлений. Чичинадзе кое-что из увиденного одобрил и согласился рекомендовать АБТ Госконцерту. В общем, со скрипом, но переговоры продвигались. И в итоге, 17 августа Чейз была уведомлена, что переговоры окончены успешно. На радостях она написала в Нью-Йорк письмо: "Контракт подписан, ура!". До начала тура оставалось меньше месяца.

Эрик Брун (крайний слева) и Мария Толчиф с советскими официальными лицами
Эрик Брун (крайний слева) и Мария Толчиф с советскими официальными лицами

Итак, АБТ в СССР приехал, начав свои выступления 13 сентября в театре им. Станиславского и Немировича-Данченко (до этого были 2 репетиции - открытая и костюмированная; первая давалась специально для балетных профессионалов из СССР). Присутствовали Галина Уланова и Майя Плисецкая, также супруга Никиты Хрущева Нина Петровна. Советский зритель не без энтузиазма отнесся к первому появлению зарубежной (да еще и американской) труппы в СССР, билеты были полностью раскуплены.

Сами американцы, приехав в Союз, жаловались на плохую еду, особенно - отсутствие фруктов (когда они спросили, почему нет фруктов, то им ответили, что обычно они есть, но вот в этот раз возник перебой с поставкой), по одному никуда не ходили, и вообще, считали, что за ними постоянно следит КГБ. Тем не менее, все неудобства окупились довольно радушным приемом зрителя, да и критика, похоже, совсем не собиралась уничтожать заокеанских танцовщиков/постановщиков. Но об этом, по традиции, в следующей статье.

Спасибо за внимание! Если понравилась статья, то ставьте лайк, подписывайтесь комментируйте, делитесь с друзьями.