Продолжаем цикл статей о балете эпохи холодной войны. Итак, после того, как Большой балет совершил свой тур по Америке, настал черед, исходя из принципа взаимности, уже американском балету явиться на суд советским публике и критике.
В предыдущих статьях, посвященных визитам Большого театра в Великобританию и США коротко было рассказано о том, что на то, чтобы устроить эти визиты, уходили годы и даже десятилетия. Также все непросто было с устроением гастролей американского балета в СССР.
В сентябре 1960 года в СССР пожаловал Американский балетный театр (далее - АБТ). Впервые его руководитель, Люсия Чейз, задумалась о визите в Союз в 1956 году. Тогда же начались серьезные обсуждения в АНТА (орган, которому в рамках культурного обмена Госдеп США делегировал полномочия по принятию решений, непосредственно касающихся артистических вопросов, оставив себе вопросы логистики), и многие из его членов были всерьез обеспокоены таким рискованным предприятием. Стоит ли вообще ехать в СССР, страну с мощными традициями в области балета? Кому и что там показывать? Кто-то из членов АНТА на одном из заседаний сказал буквально следующее: "Везти балет в СССР - это то же самое, что подать дневник".
Визит АБТ в СССР должен был ответить на важный вопрос: может ли балет иметь американское лицо? Может ли он быть американским (хотя ответ на этот вопрос в случае с АБТ не мог быть однозначным хотя бы по той причине, что танцевали там артисты многих кровей: это и датчанин Эрик Брун, и кубинка Алисия Алонсо, и украинец Игорь Юскевич, и француженка Виолетт Верди, и балерина с русско-китайскими корнями Рут-Энн Кесун, и т.д.)? Вопрос был действительно непраздный, ведь, во-первых, еще буквально до 1920-30-х годов балета в США по сути не существовало, а во-вторых, на этапе своего зарождения он имел русское лицо, ведь у его истоков стояли русские эмигранты. К примеру, у истоков АБТ стоял Михаил Мордкин, московский танцовщик еще императорских времен.
Присоединившейся к труппе Мордкина сначала будучи танцовщицей, а затем и в качестве соосновательницы, Люсии Чейз, после того, как труппа АБТ получила признание внутри страны, хотелось признания и международного. Но дело было не только в признании и положительном ответе на вопрос, могут ли американцы танцевать балет (а также в праве называться первой зарубежной труппой, гастролировавшей в СССР). Чейз всю жизнь за счет своих средств (точнее наследства, полученного ею от богатого мужа, скончавшегося вскоре после свадьбы) обеспечивала выживание труппы, а на гастролях можно было неплохо заработать.
К слову сказать, приезд именно АБТ в СССР совсем не был очевидным вначале. Несмотря на то, что труппа в течение 1940-х годов была сильнейшей в США, в 50-е ее позиции были не так устойчивы, ведь набрала силу труппа Джорджа Баланчина "Нью-Йорк Сити Балле" (туда также уходили танцовщики и персонал из АБТ). И именно с представителем труппы Баланчина, Линкольном Кирстейном, изначально в 1956 г. связывался по поводу гастролей министр культуры СССР Михайлов. Однако Баланчин никуда ехать не собирался, как из-за своих антисоветских взглядов, так и полагая в качестве препятствия разницу в исповедуемой им эстетике абстрактного танца с эстетикой советского драмбалета.
Рассматривалась и труппа Джерома Роббина "Балет США", однако она была отвергнута советской стороной из-за своей чрезмерной джазовости. Таким образом, кроме АБТ, по сути, ехать было никому. Однако после того, как претендентов более не осталось, одна проблема за другой стали наваливаться на труппу.
Для начала в 1958 году, во время тура АБТ по западной Европе, сгорел грузовик с декорациями и костюмами для 12 балетов. Чейз надеялась, что Госдеп поможет финансированием в такой ситуации, однако помощи не дождалась. Наоборот, - АБТ не был включен в Госдеповскую программу финансирования, из-за чего Чейз была вынуждена распустить труппу.
Тем не менее, Чейз не сдавалась, попытавшись собрать необходимый состав. На тот момент действующими артистами труппы (если брать звезд) были Эрик Брун и Виолетт Верди, а вот Марии Толчиф, Игоря Юскевича, Алисии Алонсо, Норы Кэй уже не было. Члены АНТА считали, что без них ехать нельзя, и начались попытки ангажировать их для тура. Мария Толчиф, первая всемирно признанная американская балерина, вспоминала о давлении, которое на нее оказывалось:
Мне объяснили, что это очень важные гастроли с политическими последствиями.... Никто не хотел рисковать - крупнейшее американское учреждение в области искусства должно было познать не меньше, чем триумф в СССР. После разговора с представителями государства, я почувствовала, что будучи американкой, должна отдать долг своей стране. И я уступила.
Труппа кое-как была набрана, однако многие танцовщики, только-только собравшись, почти не репетировали и не выступали вместе. В итоге их первые выступления были жестко раскритикованы местной прессой. Уже знакомый нам Джон Мартин писал:
Если АБТ собирается ехать в СССР представлять США... это закончится глубочайшим национальным унижением... Отправить серую, наспех скроенную труппу в страну, чей балет на протяжениии 200 лет щедро финансируется, тщательно администрируется, и всемирно признан, безответственно до крайности.
Плохая подготовленность труппы стала предметом серьезного обсуждения в АНТА на предмет отмены гастролей, а также на предмет прекращения финансирования труппы. В итоге до таких экстренных мер не дошло, однако правление АНТА выставило несколько условий, которые надо было выполнить (одно из них, в частности, заключалось в том, чтобы уговорить поехать в СССР Толчиф).
Затем начались проблемы с выбором импресарио. Изначально выказавший желание выступить переговорщиком Сол Юрок отказался от своих намерений (а повлияла на него статья Мартина: плохая форма труппы = провал в СССР = финансовые потери = удар по репутации). В итоге замену нашли - им стал Анатоль Геллер, француз российского происхождения, когда-то имевший дела с АБТ. Человек довольно неоднозначный, однако же проявивший себя компетентным переговорщиком.
А компетентность эта была необходима, ибо выступавший переговорщиком с советской стороны Госконцерт не хотел подписывать соглашение с АБТ. По словам Геллера, отчасти это было связано с тем, что выделенный на тур бюджет уже был освоен, денег не было. Вдобавок к этому, Госконцерт устроил свой отбор в отношении репертуара, который собирался привезти АБТ.
Дело в том, что Чейз изначально хотела привезти в Союз американские популистские постановки (среди которых были "Билли Ребенок" и "Легенда Фолл-Ривер"), дабы, так сказать, поразить советского зрителя достижениями собственно американского балета, да и вообще показать, что такое есть АБТ и американский балет в целом. Такой выбор встретил сопротивление как в США, так и с советской стороны. Советские официальные лица видели "Билли Ребенка" в 1959 году в США, и он был встречен ими, мягко говоря, без энтузиазма. Члены АНТА же высказались в том духе, что невключение в репертуар классики типа "Жизели" или "Лебединого озера" будет подразумевать, что американские танцовщики недостаточно мастеровиты и избегают сложностей. Во-вторых, американские балеты, часто ставящиеся небольшими труппами с умеренным бюджетом, покажутся тусклыми привыкшим к пышным постановкам русским.
Когда АБТ гастролировал в июне 1960-го в Европе (а конкретно в Голландии), его режиссер, Дмитрий Романофф, встретился с танцовщиком и хореографом МАМТа Алексеем Чичинадзе во время одного из представлений. Чичинадзе кое-что из увиденного одобрил и согласился рекомендовать АБТ Госконцерту. В общем, со скрипом, но переговоры продвигались. И в итоге, 17 августа Чейз была уведомлена, что переговоры окончены успешно. На радостях она написала в Нью-Йорк письмо: "Контракт подписан, ура!". До начала тура оставалось меньше месяца.
Итак, АБТ в СССР приехал, начав свои выступления 13 сентября в театре им. Станиславского и Немировича-Данченко (до этого были 2 репетиции - открытая и костюмированная; первая давалась специально для балетных профессионалов из СССР). Присутствовали Галина Уланова и Майя Плисецкая, также супруга Никиты Хрущева Нина Петровна. Советский зритель не без энтузиазма отнесся к первому появлению зарубежной (да еще и американской) труппы в СССР, билеты были полностью раскуплены.
Сами американцы, приехав в Союз, жаловались на плохую еду, особенно - отсутствие фруктов (когда они спросили, почему нет фруктов, то им ответили, что обычно они есть, но вот в этот раз возник перебой с поставкой), по одному никуда не ходили, и вообще, считали, что за ними постоянно следит КГБ. Тем не менее, все неудобства окупились довольно радушным приемом зрителя, да и критика, похоже, совсем не собиралась уничтожать заокеанских танцовщиков/постановщиков. Но об этом, по традиции, в следующей статье.
Спасибо за внимание! Если понравилась статья, то ставьте лайк, подписывайтесь комментируйте, делитесь с друзьями.