Найти в Дзене
Киноа: кино + архитектура

Недобитые каратели в первом фильме ГДР «Они не скроются» (1946)

Оглавление

Как в одном нуаре повстречались доктор, узница концлагеря и военный преступник

Хильдегард Кнеф и Эрнст Вильгельм Борхерт в первом фильме киностудии DEFA
Хильдегард Кнеф и Эрнст Вильгельм Борхерт в первом фильме киностудии DEFA

Убийцы среди нас

(Die Mörder sind unter uns), в советском прокате «Они не скроются», режиссер Вольфганг Штаудте, 1946 г.

Война окончена. Берлин в руинах. Сусанна выжила после концлагеря и возвращается в свою квартиру. Там уже обосновался бывший хирург Мертенс, которому больше некуда идти. Он травмирован войной, беспробудно пьет, не может и не видит смысла начинать жизнь сначала. Страшное прошлое не дает покоя, особенно когда офицеры-нацисты маскируются под добропорядочных фабрикантов. В одном из новых буржуа Мертенс узнает своего начальника, во время войны отдавшего приказ расстрелять десятки невинных людей. В финале всё разрешится…

Режиссер Вольфганг Штаудте предлагал сценарий и британцам, и американцам, но те отказались. Советы сценарий одобрили, только изменили концовку: в первоначальном варианте фильм недвусмысленно назывался «Человек, которого я убью», но редакторы-гуманисты потребовали изменить убийство на справедливый суд по всем нормам законности, чтобы после фильма немцы не дай бог не начали вершить самосуд и убивать друг друга.

Роль нациста Фердинанда Брюкнера - первая в карьере актера Арно Паульсена
Роль нациста Фердинанда Брюкнера - первая в карьере актера Арно Паульсена

Trümmerfilm, или Кинематограф руин

Фильм «Убийцы среди нас» вышел в 1946 и не только стал первым немецким фильмом после окончания войны и первым фильмом новой киностудии DEFA, но и положил начало новому направлению, которое в литературе называют «trümmerfilm» или «rubble film», то есть «кинематографом руин».

На короткое время экран превратился в подлинное зеркало действительности, рассказывая простые истории обычных людей, потерпевших лишения, оставшихся без родных, без дома, без смысла жизни. Никаких замысловатых декораций, минимум студийных павильонов – режиссеры выходили на разрушенные улицы и фиксировали повседневность: например, трудолюбивых женщин, восстанавливавших разбомбленные здания.

Кинематографичные руины в драматическом освещении
Кинематографичные руины в драматическом освещении

С одной стороны, trümmerfilm продолжал славные традиции кино Веймарской республики, с другой – подготовил почву для новой волны немецкого кино.

Для Вольфганга Штаудте антифашистский посыл не просто очевиден, но является делом личным: в 1940 он снялся в массовке одиозного антисемитского фильма «Еврей Зюсс», после чего остро ощущал свою вину. Даже несмотря на измененную концовку, несмотря на появившуюся надежду в финале, фильм «Убийцы среди нас» – яркий пример того, насколько по-разному ощущали последствия войны в СССР и в Германии. Немцы судили сами себя, и это видно даже не столько по диалогам, сколько по самой атмосфере фильма.

Недобитки маскируются под добропорядочных граждан: бывший нацист в кругу семьи
Недобитки маскируются под добропорядочных граждан: бывший нацист в кругу семьи

От Фрица Ланга до Ларса фон Триера: вдохновение без конца

Прекрасная Хильдегард Кнеф в роли Сусанны и Эрнст Вильгельм Борхерт в роли хирурга Мертенса, блестяще передавший неврозы и экзистенциальные переживания человека, прошедшего войну (позже он сыграет фельдмаршала Паулюса в фильме «Собаки, вы хотите жить вечно?», 1959 г.), – не единственные герои этой картины.

Операторы Ойген Клагеман и Фридл Бен-Грунд, художники Бруно Монден и Отто Хунте – вот кто по-настоящему создал это кино с его тесными лестницами, крупными планами и невероятной светотенью.

Шахматная партия между жизнью и смертью
Шахматная партия между жизнью и смертью

При одном только упоминании Отто Хунте в памяти встают многие немецкие фильмы Фрица Ланга, а с ними и эстетика экспрессионизма, перекочевавшая потом в нуары и переопределившая кино на годы вперед. В своей книге «Демонический экран» Лотте Айснер описывает, как при Отто Хунте создавались подробнейшие декорации к «Нибеллунгам» или к роскошной «Индийской гробнице».

После войны же от всей этой тщательности и роскоши не осталось и следа – тем сильнее и жизненнее получились образы и картины послевоенного мира. Хунте, кстати, тоже работал на «Еврее Зюссе» художником-постановщиком, так что и для него, как и для режиссера Штаудте, фильм «Убийцы среди нас» – это символическое искупление вины.

Окна без стекол. "Убийцы среди нас", 1946
Окна без стекол. "Убийцы среди нас", 1946
Окно из фильма "Европа" Ларса фон Триера, 1991 г.
Окно из фильма "Европа" Ларса фон Триера, 1991 г.

В 1991 Ларс фон Триер процитировал несколько моментов из этого знакового немецкого фильма. «Европа», постмодернистская мешанина из всего на свете о проводнике поезда, идущего в никуда, представляла собой визуальный аттракцион из цвета и ч/б, снега и крови, мелодрамы, насилия и начищенных ботинок. Сложно найти два более разных фильма, чем «Убийцы среди нас» Вольфганга Штаудте и «Европа» Ларса фон Триера. Но главное отличие состоит в том, что Штаудте все-таки был гуманистом, а Триер сам признавался, что симпатизирует Адольфу Гитлеру.

P. S. По иронии судьбы, права на дистрибуцию фильма «Убийцы среди нас» принадлежат американской компании Netflix.

Ставьте лайки 👍 Делитесь с друзьями 👨‍👩‍ Подписывайтесь на канал💡