Англичане были одними из самых непримиримых и упорных противников французского императора. Однако основная сила Великобритании заключалась в ее флоте; сухопутная армия англичан была относительно невелика: на момент начала войн с революционной Францией в ней служило всего около 40 тысяч человек, причем половина солдат была раскидана по многочисленным колониям по всему миру и не могла принять участия в сражениях в Европе. И хотя с началом боев Британия постоянно старалась увеличить свои сухопутные силы, длительное время английская армия значительно уступала в численности французской армии. Недаром ставший известным британцам план Наполеона по вторжению в Англию вызвал у них настоящую панику. Тем более, что кроме своей малочисленности, британская армия конца 18 века отличалась еще и невысокой боеспособностью ее солдат. Набиравшаяся на основе найма, армия зачастую пополнялась далеко не лучшими «сынами отечества». Нередко в солдаты нанимались преступники, стремившиеся таким образом скрыться от наказания (британские законы того времени были крайне жестоки, и за простое воровство вполне возможно было угодить на виселицу). Там же скрывались от расплаты должники, а так же среди новобранцев оказывалось множество потенциальных мародеров, рассчитывавших набить свой карман в колониях. Лишь строгая «палочная» дисциплина, основанная на неизбежности наказания, позволяла удерживать этот сброд в приемлемых рамках. Естественно, что надежда на то, что такая армия сможет защитить Британию от вторжения, была крайне мала. Лишь победа английского флота при Трафальгаре, сделавшая высадку французов на Британском острове невозможной, позволила англичанам облегченно вздохнуть. Но, понимая, что опасность еще не миновала, британцы стали организовывать одну антинаполеоновскую коалицию за другой, стремясь ослабить врага чужими руками. А одновременно они наращивали свои сухопутные силы, минимально используя их в войне (британцы воевали против французов только на Пиренейском полуострове), чтобы потери не снижали рост армии, которая к 1813 году стала огромной, превысив численность в 255 тысяч человек. Но англичане не только наращивали численность своей армии. На рубеже столетий герцог Йоркский провел ряд реформ в вооруженных силах, которые повысили боеспособность английской армии и сделали ее достойным противником для войск Наполеона.
ЛИНЕЙНАЯ ПЕХОТА
Основу британской сухопутной армии составляла пехота, в которой к концу наполеоновских войн числилось 104 полка. Основной боевой единицей пехотного полка был батальон. В 18-м веке пехотные полки обычно имели в своем составе всего один батальон, но несколько полков, предназначенных для действий в колониях, состояли из двух-трех, а иногда и четырех батальонов. В таких полках один батальон мог находиться в Америке, другой – в Индии, а третий – отдыхать в Англии. Но с началом 19-го века (реформы герцога Йоркского) для удобства руководства и усиления огневой мощи большинство британских полков стали двухбатальонными; хотя по-прежнему встречались отдельные полки с одним, тремя, четырьмя, и даже пятью батальонами. Каждый батальон насчитывал от 500 до 1000 человек; он делился на 10 рот (по 85-100 человек), две из которых были фланговыми (гренадерская рота на правом фланге и рота легких стрелков – на левом). Солдаты и офицеры этих рот считались элитой полка и выделялись «крыльцами» на плечах (по краям погон). Кроме того, они отличались друг от друга разной формой карманов (у гренадер карманы были прямые, у легких рот – косые) и разноцветным плюмажем на головном уборе: у гренадер – белый, у легких пехотинцев – зеленый, в то время как у солдат батальонных рот плюмаж был красно-белым.
Главным признаком британской армии, издалека отличавшим английского солдата от французского, прусского, австрийского или русского, был красный цвет мундира. Из-за этого цвета британские солдаты и получили свое прозвище «Вареные раки».
В наполеоновских войнах английская пехота сражалась в мундирах нового образца, введенных в 1796 году. Этот новый мундир, заметно отличался кроем от предыдущего. Правда, введение новой формы из-за финансовых затруднений и разбросанности частей по многочисленным колониям надолго затянулось, и некоторые полки носили мундиры старого образца еще несколько лет, вплоть до начала 19-го века.
Мундиры нового образца стали однобортными, застегивающимися до талии. Теперь жилет был совершенно не виден (старый мундир, застегивавшийся только на груди, выставлял жилет напоказ). При этом офицерские новые мундиры сохранили длинные фалды, в то время как фалды солдатских мундиров стали вдвое короче. Новый покрой мундира изменил и манеру ношения офицерского поясного темно-красного шарфа: раньше он носился под камзолом, опоясывая жилет; теперь же шарф обвязывался вокруг талии поверх мундира и завязывался узлом на боку (в пехоте на левом, остальные рода войск завязывали его справа).
Как и прежде, новые мундиры английской пехоты сохраняли красный цвет «вареных раков»; правда, ярко-красными были только офицерские мундиры, цвет мундиров нижних чинов был бледно-краповым, близким к кирпичному оттенку. Принадлежность к разным полкам указывали разноцветные воротник, обшлага и погоны, шившиеся из сукна прикладного цвета, утвержденного для данного полка. Подкладка и отвороты фалд мундира были белыми во всех полках. Цветные лацканы на груди с солдатских мундиров исчезли, теперь солдатские жакеты украшались только прямоугольными петлицами из белой ткани. В зависимости от полка концы петлиц могли быть прямыми, заостренными или пятиугольными. Как уже говорилось, погоны батальонных рот имели расцветку приборного полкового сукна; они были пятиугольными, а по внешнему краю оторачивались пышными, но короткими кистями из белых шерстяных нитей, которые солдаты звали «гребешками». На офицерских мундирах цветные лацканы с расшитыми петлицами на груди сохранились (петлицы обшивались золотом или серебром), однако в походной обстановке офицеры обычно их закрывали, перестегивая левый клапан лацкана направо, оставляя наверху небольшой отворот прикладного цвета.
Особую форму носили барабанщики и другие музыканты пехотных полков. Их мундиры были богато расшиты галунами по швам и рукавам, и украшены наплечными «крыльцами», как у солдат фланговых рот. Однако во многих полках командиры считали все эти украшения недостаточными, и по примеру французской армии одевали своих музыкантов в мундиры реверсных цветов. В этом случае красный цвет использовался только для отделки, а сам мундир шился из ткани прикладного полкового цвета. Благодаря этому в сплошную красную стену строя британской пехоты были вкраплены отдельные мундиры желтого, белого, зеленого или синего цветов…
Головным убором всей британской пехоты вплоть до 1800 года была двуугольная шляпа. Правда, в комплект обмундирования британских гренадер входили еще и меховые гренадерские шапки. Однако даже в 18-м веке в полевых условиях они уже практически не использовались, а надевались исключительно во время парадов и государственных церемоний. Поэтому здесь мы этот головной убор рассматривать не будем. (Хотя на некоторых батальных картинах, посвященных войнам против Наполеона, встречаются изображения британских гренадер в меховых шапках на поле боя, однако это является выдумкой придворных живописцев, не бывавших в тех сражениях, и опиравшихся только на официальные описания уставной формы).
Итак, в повседневных, походных и боевых условиях британская пехота использовала только шляпы. Но с 1800 года шляпа осталась лишь у офицеров, для унтер-офицеров и солдат был введен черный кожаный кивер с козырьком, который армейские остряки тут же прозвали «печной трубой». Впереди этой «трубы» сияла широкая медная бляха, на которой выбивался номер и девиз полка, а наверху крепился небольшой плюмаж ротного цвета (о цветах разных рот уже говорилось выше). Роты легкой пехоты кроме зеленого плюмажа имели на кивере (вместо полковой бляхи) значок, изображающий охотничий рожок. Для защиты от непогоды кивер сзади был снабжен небольшим кожаным клапаном, который, в хорошую погоду отгибался вверх и фиксировался на задней стенке при помощи крючков.
Конструкция кивера была очень громоздкой, что быстро ощутили на себе британские пехотинцы. Поэтому они с удовольствием встретили введение в форму фуражных шапок, которые можно было носить вместо кивера вне строя. Эти легкие головные уборы имели вид классической бескозырки. Регламент установил, что вне зависимости от полковой принадлежности фуражные шапки должны были иметь тулью синего цвета и красный околыш. Но в стремлении выделить своих солдат в массе остальных командиры частей часто приказывали при пошиве фуражек не соблюдать размеры околыша, из-за чего его ширина варьировалась от полка к полку. В результате в одних полках бескозырка была довольно высокой, а в других - вообще походила на простой берет. Все британские фуражные шапки имели сверху тульи пришитый по центру цветной помпон. Цвет помпона различался по ротам: красно-белый в батальонных, белый - в гренадерских, и зеленый - в легких ротах. Легкая фуражная шапка прижилась и у многих офицеров, уставших от постоянного ношения неудобных громоздких шляп. Поэтому они с удовольствием надевали бескозырки вне строя и в походе, украшая свои фуражки специальным мундирным (серебряным или золотым) галуном.
На ногах английские пехотинцы носили традиционные для 18-го века белые короткие штаны с чулками и черные гетры до колен; на парады надевали белые гетры. Но уже в 1800 году для походов вместо этой неудобной одежды были введены простые длинные брюки до щиколоток, не стеснявшие движений и очень практичные. В этих брюках (летом – белых полотняных, зимой – серых шерстяных) английский солдат и топтал пыль испанских дорог, месил грязь полей Ватерлоо. Топтали подошвами башмаков – рядовые солдаты были обуты в ботинки на шнурках, сверху прикрытые короткими гетрами (иногда у сержантов встречались укороченные сапоги). Офицеры пехоты ходили в сапожках, похожих на сапоги легкой кавалерии.
Шинели в британской армии так же появились в 1800 году; по покрою они были унифицированы практически для всех родов войск. Шинели всех чинов имели пелерины и высокий стоячий воротник. Цвет их мог варьироваться от темно-серого до сине-серого цвета. В теплое время шинель за ненадобностью носилась в скатке поверх ранца.
В 1806 году для солдат легкой пехоты разработали новый облегченный кивер конусообразной формы. Он изготавливался не из кожи, а из фетра, после чего покрывался лаком. Конусообразная форма этого кивера резко отличала его от киверов противника: у французов к верху шло расширение, у британцев же кивер к верху сужался. Это облегчало в сумятице боя определение «свой-чужой», но главное – новый кивер был значительно легче и дешевле общеармейской «печной трубы». Исходя из этих достоинств вскоре и общеармейские кивера начали делать не из кожи, а из фетра, правда, при этом им сохранили форму и все детали прежнего образца.
В 1809 году по опыту боев в Испании в британской армии провели новую реформу обмундирования, правда, не столь радикальную, как в 1796 году - в основном она касалась облегчения формы. Мундиры солдат остались такими же, но они полностью лишились фалд – сзади делались только очень короткие полы (такой же длины, как у современных пиджаков), совершенно не мешавшие движениям воинов. Длиннополые мундиры офицеров теперь использовались только для парадов и других торжественных мероприятий; для походов и боев они получили жакеты такой же длины, что и у солдат. Тем не менее, на офицерских мундирах сохранились лацканы полковых цветов, которые, впрочем, на походе офицеры по-прежнему закрывали, перестегивая левый лацкан направо. С этого же момента младшие офицеры получили официальное право носить на походе вместо шляп фетровые кивера - хоть «печные трубы» и отличались громоздкостью, они все же были более удобны и практичны, чем двуугольные шляпы.
А в 1812 году британская армия приняла кивера нового образца, более практичные и элегантные; при этом было утверждено положение, что кивера должны носить как солдаты, так и офицеры – шляпы остались уделом одних генералов. Новые кивера представляли собой фетровые лакированные головные уборы уменьшенных размеров, они были достаточно легкими и удобными. Их отличительной особенностью стала более высокая лицевая сторона, выступавшая над донцем кивера на 2,5 см. Лобовая бляха уменьшилась в размере чуть ли не вдвое, что так же сказалось на весе убора. Плюмаж на этом кивере крепился не впереди, а на боку слева, сам кивер украшался плетеным этишкетом. В походе кивер накрывался специальным чехлом, имевшимся в комплекте – это предохраняло головной убор от пыли и дождя. Новый кивер был достаточно оригинальным, уникальным в своем роде; его нельзя было перепутать с киверами других армий того времени, что было очень важным в бою, когда в клубах порохового дыма определение «свой-чужой» было очень затруднено. Правда, поступление нового кивера в войска в виду возросшей численности армии затянулось надолго, и вплоть до 1814 года некоторым частям приходилось пользоваться старыми «печными трубами». Но к кампании 1815 года уже все британские полки надели новый кивер, и в нем участвовали битве при Ватерлоо; битве, после которой этот кивер получил прозвища «бельгийская шапка» или «кивер Веллингтона».
ШОТЛАНДСКИЕ ХАЙЛЕНДЕРЫ
Пятнадцать полков британской пехоты были шотландскими. Полки, набранные в равнинной Шотландии, называли «Lowlands», а в горной Шотландии – «Highlander». Равнинные шотландцы носили стандартную форму британской армии, в то время, как у хайлендеров стандартным был только армейский жакет. Клетчатые килты, клетчатые чулки на ногах и клетчатые шапки, украшенные страусиными перьями, придавали этим солдатам очень экзотичный вид, который поначалу смешил французов (они даже прозвали шотландцев «амазонками»). Но вскоре горцы показали в бою, насколько они грозные воины; с тех пор у шотландцев появилось новое, такое же колкое, но уже более почтительное прозвище – «дамы из ада»…
Конечно, множеством своих прозвищ шотландские солдаты были обязаны в первую очередь именно килтам - знаменитым мужским юбкам, традиционному элементу национальной одежды шотландца. Как уже отмечалось выше, килты носили только горские шотландские полки. Килты надевались всеми нижними чинами хайлендерских полков при любой форме; но офицеры хайлендеров надевали килты только в торжественных случаях. При строевой форме они предпочитали все же носить обычные серые или синие походные штаны, надеваемые поверх сапог. Неотъемлемой деталью при ношении килта были холстяные чулки, украшенные светло-красными пересекающимися диагональными полосами создающими впечатление клеток на чулках. На ногах чулки поддерживались красными подвязками. В дождливую погоду для защиты от грязи и сырости солдаты надевали поверх чулок короткие серые гетры.
В торжественных случаях хайлендеры поверх мундира носили короткий плед, крепившейся на левом плече. Такой же неотъемлемой парадной принадлежностью шотландской военной одежды были меховые кошели, носившиеся всеми чинами полков впереди на животе. Однако и пледы, и кошели надевались только вне строя, во время праздников или балов.
Как уже говорилось выше, служившая головным убором в хайлендерских полках шотландская шапка украшалась черным плюмажем из страусовых перьев, имевших высоту около 35 см. В начале века плюмаж состоял всего из 3 -7 перьев. Но под влиянием моды к концу наполеоновских войн он «разросся» до такой степени, что шапки шотландских солдат стали напоминать по силуэту медвежьи шапки гренадер, к чему вероятно и стремились их обладатели. Шотландская шапка имела околыш в зелено-бело-красную клетку. Верх шапки украшал красный помпон (белый у гренадеров), который, однако, из-за густой «перьевой растительности» был практически не виден. Перьевые султанчики, крепившиеся с левой стороны, были красные с белым основанием в батальонных ротах, белые - в гренадерских и зеленые в легких ротах. В ходе Пиренейской войны на шотландских шапках появились съемные кожаные козырьки.
Наполеоновские войны: армия Великобритании - лёгкая пехота
Наполеоновские войны. Стрелки Великобритании
Наполеоновские войны: тяжелая кавалерия Великобритании
Наполеоновские войны: легкая кавалерия Великобритании
Наполеоновские войны: форма и знаки различия британского командного состава
Наполеоновские войны: оружие британских офицеров и кавалерии
Наполеоновские войны: оружие британской пехоты
Если вас заинтересовала эта статья, поставьте «палец вверх», чтобы я знал, что не зря работал. И подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить новые статьи по разным вопросам военной истории