В градостроительстве часто бывает так, что объекты, созданные как транспортные артерии, или общественные пространства, или высотные доминанты, торговые кластеры, со временем полностью теряют это первоначальное значение. Например, кто теперь вспомнит, что район Исаакиевской площади 200 лет назад застраивался торговыми рядами, да и сама площадь называлась Торговой?
Но иногда потерянная функция через много лет возвращается объекту, изменившемуся до неузнаваемости. Такая метаморфоза произошла с Введенским каналом, который дважды изменил облик района петербургских Семенцов: сначала — когда канал прорыли, а потом — когда его засыпали.
LegenDaily рассказывает, как это произошло.
Новый Семеновский
Введенский канал вдоль линии казарм Семеновского полка в Адмиралтейской части Петербурга начали рыть в 1807 году. Он был нужен для судоходной связи реки Фонтанки с Обводным каналом. Поначалу только что проложенный канал так и называли — Новый (вернее, Новой, по правилам тогдашней орфографии, и с ударением на «о»). Примечательно, что и Обводный канал какое-то время назывался Новой.
Канал попал на открытки
Введенский канал не выделялся особой живописностью, поэтому художники не спешили с мольбертами на его берега. Реки Мойку, Фонтанку, канал Грибоедова и тем более Неву рисовали часто, а вот Введенский был обойден вниманием.
Как и многие петербургские водоемы, Введенский канал использовался не только как транспортная артерия, но и в качестве канализационного коллектора. Он был очень коротким (всего 1,2 км), со слабым течением, поэтому вода в нем застаивалась, цвела, издавала неприятный запах.
К середине XX века канал обмелел, и зловоние усилилось. В то время слава у Введенского канала была уже настолько дурная, что его неприглядный образ нашел отражение в художественных произведениях. Например, поэт Евгений Рейн посвятил каналу стихотворение, начинающееся так:
Здесь был канал. Последний раз я видел
Лет шесть назад, смешавшийся с рекой,
Зловонный, липкий, словно отравитель,
Циан расположивший под рукой.
Перерождение канала
Свое судоходное значение Введенский канал потерял. Больше того, вместо транспортной артерии стал транспортной помехой: его набережные были непроезжие, и он мешал организовать подъезды к Витебскому вокзалу со стороны Обводного канала и Фонтанки.
В начале 1960-х власти Ленинграда решили закопать водоем.
Теперь Введенский канал — это не «зловонный, липкий» «отравитель», а небольшая улица, по которой можно добраться до Витебского вокзала или просто прогуляться среди исторических построек.
Источники фото: drive.google.com, john5r.livejournal.com, sobaka.ru, forum-spb.name, forum-spb.name, grad-petrov.ru, pastvu.com.