Это тот самый художник, который сразу попадает в яблочко. И не просто попадает в яблочко, но еще и вдохновляет. Вдохновляет видеть жизнь в ее ярких красках, замечать свет и цвет в серой сутолоке дня, чувствовать индивидуальность в каждом творении: будь то люди или дома, мосты или деревья. Вдохновляет понимать и принимать индивидуальность как дар. Там, где другие видят одиночество, Андраник Шахджанян обнаруживает ценность личности, тонкие душевные переживания.
Андраник Шахджанян лиричен. Как это ему удается? Всмотритесь в его полотна. Они выстроены из вертикальных линий. Его дома не просто построены, его деревья не просто растут. Они устремляются в небо. Стремительное движение и глубокий вдох – это о них. Наверное, такой глубокий вдох делают птицы, взмывая в небо. Да, кстати, небо у него особенное. То ярко-голубое или светло-серебристое, то почти белое или нежно-пюсовое, то погружающееся в сумерки.
Его небо знает нежные легкие облака, настолько легкие, что мнится, будто они возникли из пуха одуванчика. И его небо – источник света. Удивительно, правда? Есть небо и облака, но нет традиционного светила – ни солнца, ни луны. Хотя на одной картине все-таки можно обнаружить луну, да не одну, а сразу девять. И восемь из них располагаются на уровне города. Там, где у города была бы талия, если бы он вдруг стал женщиной.
Дома у него особенные. Они надевают невообразимо высокий фундамент, как женщина – шпильки. Для красоты. Для осознания собственной красоты. При этом они одно-, двух- или трехэтажные. И на каждом этаже – одно или два окна, т. е. одна или две комнаты. И крыши Андраник Шахджанян признает скатные. Какой же настоящий домик без скатной крыши? Помните, именно такие мы рисовали в детстве? А без них и домик настоящим не считался.
Еще в его городе есть мосты. Но даже они не про ширину, а про высоту. Именно ими наш художник создает многоуровневые пространства, намечает перспективу, но не по горизонтальной, а по вертикальной линии. Его мосты нависают то над городом, то над водой. Андраник Шахджанян изображает мосты-арки, соединяя полукруг и прямую линию сверху в единый ансамбль.
У Андраника Шахджаняна особенные деревья. Его деревья почти не знают ветра. Только на одном полотне увидела деревья, танцующие на ветру. Они или условны и подобны перышкам – ярким перышкам: красным, желтым, зеленым. Этакий небесный светофор.
Или взбиты, как бывает взбита птицами трава, чтобы превратиться в гнездо. Они то покрыты яркой весенней листвой и усыпаны цветами, то подчиняясь законам осени, окрашивают листья в оттенки желто-коричневые или даже фиолетовые. И после, недовольные получившимся результатом, сбрасывают листву. «Зима», – подумаете вы. Может быть, но только лишь для деревьев. А люди будто живут в другом времени года.
Женщины и мужчины населяют город. Детей я не обнаружила. И главные в городе – женщины. Мужчины, думается, второстепенны. Наш художник делает акцент на бедра и шею. Женщины нарочито сексуальны, их бедра несоразмерно велики в сравнении с головами. Но сексуальность побеждена поэзией, сквозящей в повороте головы или изгибе шеи. Хотя здесь хочется употребить другое слово – выя. И почему-то процитировать «Илиаду»:
О, волоокая Гера почтенная, если б отныне. В мыслях со мной ты сходилась, в собранье богов заседая!
Так вот, их выи длинны и при этом мощны, внезапно переходят в покатые плечи. Покатые, точно крыши домов. Так выстраивается на полотнах ассоциация женщины и дома, женщины и уюта, твоего уюта.
На женщинах короткие, обтягивающие тело платья, красные или светло-серые, иногда с кружевами. Волосы растрепаны. Впрочем, нет, не растрепаны, а взбиты, как взбита листва у некоторых деревьев.
Мужчины написаны условно. В фигурах угадываются брюки и пиджаки, иногда на головах шляпы. Интересно, что и у мужчин акцент сделан на тело, головы при этом миниатюрны. Фигуры мужчин и женщин находятся в постоянном движении. Но иногда замирают. Замирают, вдруг встретив родственную душу.
Так и я замерла, однажды наткнувшись на одну из работ Андраника Шахджаняна. Этот художник настолько отозвался в моей душе, что я создала под впечатлением от его работ стихотворение «Эти дома вытянутые, как стволы апельсиновые».
Было интересно? Ставьте палец вверх и подписывайтесь на мой канал!