Главным козырем большевиков в борьбе с противниками во время октябрьской революции и после, во время гражданской войны была антимонархическая пропаганда. За счет нее они во многом и выиграли борьбу за власть. Для них хороших царей не было и быть не могло. Однако с течением времени одного царя все таки реабилитировали. Об этом и пойдет сегодня речь в этой статье.
После смерти вождя мирового пролетариата началась жесткая борьба за власть. Главных кандидата было всего два. Сталин и Троцкий. Сталин был более популярен как среди народа, так и среди своих однопартийцев. Он в результате и победил, а Троцкий был вынужден бежать за границу. Как бы то ни было, но Сталин всегда оставался вторым после Ленина, но Ленин был усопшим вождем народов, то Сталин — живым. Поэтому, возможно, осознавая важность принципа преемственности власти, Сталин, расправляясь с политическими противниками, решил вернуться к царской традиции.
Но тут наступает парадокс. Ведь для любого истинного коммуниста царь — это кровопийца народа и узурпатор власти. Однако опору в своих действиях, а именно массовый террор против своих же однопартийцев, шпиономанию, авторитарное управление - Сталин искал и нашел в именно в прошлом нашей страны.
А с началом Великой отечественной войны его социалистическая (монархическая) идея полностью превратилась в государственную. Сталин как бы сам стал "царем Всея Руси". В рамках его новой доктрины могли существовать и хорошие цари, если те были настоящими государственниками. Получилась такая ядерная смесь самодержавия с народностью без православия. Правда у большевиков была своя, особая религия - коммунизм.
Почему же на роль защитника отечества был выбран именно Иван Грозный? Превозносить и восхвалять, которого не приходило в голову даже царям из рода Романовых. Слишком уж противоречивой и неоднозначной была его личность. Но для товарища Сталина он оказался идеальным кандидатом на роль своего предшественника. И если сравнить деятельность этих двоих правителей России, то прослеживается слишком много параллелей.
Зато театральная Москва быстро отреагировала на новые веяния в культуре и истории страны. Первым кто почувствовал это оказался Михаил Булгаков. Именно он написал полушутливую пьесу о приключения Ивана Грозного в Москве 30-х годов (а позднее была снята замечательная комедия Леонида Гайдая).
Именно Сталину принадлежит идея о создании фильма об царе Иване Грозном. А кто же мог бы снять такое масштабное кино? Естественно Сергей Эйзенштейн - любимчик вождя и главный режиссер страны советов!
Первая серия снималась прямо во время войны и получила широкое признание как Сталина, так и простых зрителей. Съемочная группа получила даже Сталинскую премию первой степени. А вот вторая сразу отправилась на полку. В широкий прокат при Сталине она выйти не могла ни при каких обстоятельствах. Эйзенштейн показал настоящего царя, деспота и тирана и это крайне не понравилось вождю. Но режиссер, будучи уверенным в своем авторитете, не сдался и даже написал письмо на имя Сталина.
В ответ Сталин вызвал его и исполнителя роли царя Черкасова к себе на ковер, чтобы объяснить не только свои претензии к картине, но и так сказать новую "политику партии". Фактически, это было объяснение и
оправдание новой идеологии. Этот разговор был записан и сохранился.
Сталин по сути, выступил в роли учителя истории и устроил Эйзенштейну и Черкасову "выволочку" как нерадивым ученикам, которые не выучили урок. По его мнению, что опричное войско — это не банда разбойников и не ку-клукс-клан, а прогрессивное царское войско в отличие от же феодальной армии, которая в любой момент могла «уйти с войны».
Иван Грозный — это великий и мудрый правитель, а не нерешительный Гамлет, страдающим муками совести, как показано во второй серии фильма. Мудрость и дальновидность Грозного Сталин увидел и в том, что тот мол, «стоял на национальной точке зрения и иностранцев в свою страну не пускал, ограждая страну от проникновения иностранного влияния». И в этом он даже лучше Петра Великого, который «тоже великий государь, но он слишком либерально относился к иностранцам».
Какой символизм, что разговор этот произошел в 1947 году, СССР выиграл страшную войну, уже поссорился с бывшими союзниками (Великобританией и США, с которыми до войны были вполне дружественные отношения). Сталин, оправдывая Грозного, оправдывает себя и свою политику. Ведь позади годы страшных репрессий, впереди борьба с космополитами.
Сталин особо подчеркивает, что оказывается "хороший" царь Иван Грозный первым ввел государственную монополию в сфере внешней торговли. Ленин был вторым. Ну а кто стал третьим, догадались?
При этом совсем не удивительно, что Сталин не только не отрицает жестокости Грозного, даже оправдывает ее, но упрекает царя в излишней мягкости в борьбе с врагами, что тот мол «не дорезал пять крупных феодальных семейств». Если бы Грозный это сделал, то якобы никакого смутного времени не было бы. К тому же он не оставил прямого потомка. А это еще одна роковая ошибка самодержца российского. Сталин посчитал, что Ивану Васильевичу помешал Бог, «слишком долго каялся и молился». Нужно было быть еще решительнее. Ну вы поняли о чем идет речь. Сам Сталин со своими врагами расправлялся крайне быстро и жестоко.
Главной же претензией к режиссеру стало то, что тот показал жестокость царя, но рассказал ее причин. Точнее, не оправдал царя. А это важно для Сталина.
Естественно, реальный Иван Грозный имел общего с образом, созданным в голове Сталина, но это было совсем неважно. Грозный царь в интерпретации Сталина — это и есть сам Сталин, его реинкарнация, его государственная политика, оправдание и объяснение всех своих действий. Таким образом, кольцо абсолютной монархии замкнулось, а бывший гимназист, ставший революционером, впоследствии возомнил себя не кем иным как императором.
А между тем, сам Сталин совершил те же самые ошибки, в которых упрекал своего любимого царя. Он не назначил себе приемника и "пригрел змею на своей груди" (Хрущева и компанию). После смерти вождя и развенчания его культа личности, вместе с ним попал в опалу и сам Иван Грозный и фильм, посвященный ему. На долгие двадцать лет о нем забыли. Но это уже другая история...
Спасибо за внимание. С уважением, ваш Владимир Дроздовский!