Известно, что с приходом немцев стали открывать храмы, возобновились богослужения. Может быть, фашисты покровительствовали православию?
У нацистов отношение к православию всегда было крайне отрицательным. Они так же, как и коммунисты, видели в Русской православной церкви некую конкурирующую организацию.
Давайте называть вещи своими именами: открытие православных церквей немцам ничего не стоило. Но это был великолепный, хорошо продуманный и, в общем-то, неплохо организованный пропагандистский ход. Возьмем для примера немецкую хронику: русские встречают немцев с православными крестами, с иконами, торжественно открываются храмы, откуда-то появляются батюшки и начинают служить.
Да, немцы не мешали определенному духовному возрождению на оккупированных территориях, но что касалось какой-то реальной финансовой поддержки, то скорее нет, чем да. Она была иногда. Разовая. Больше материальная (иногда передавали какие-либо иконы). Причем каждый факт поддержки широко рекламировался.
При этом присутствовала и еще одна немаловажная составляющая. Если немцы ставили священников, то большинство из них они брали под свой контроль, доводя до их сознания, что в голову населения нужно вкладывать определенную информацию.
Оказывала ли Московская патриархия какое-либо влияние на православную церковь, находившуюся в оккупации? Любопытно, но само избрание патриарха в Москве в 1943 году очень напугало нацистов. Об этом можно судить по немецким газетам, по количеству публикаций, где они доказывают, что это фальсификация, что такого просто не может быть.
Почему Сталин решился на эту меру? Регулярно, начиная с 1941 года, ему поступала информация о том, что население позитивно воспринимает открытие храмов, что большинство священников не стоит на откровенно антисоветских позициях.
Когда мы говорим о событиях 1942-го, а особенно 1943 года, то многие священники начали активно помогать советскому Сопротивлению. Это были и различные молебствования, и сбор средств в храме в пользу Красной армии. Некоторые священники, пользуясь своим саном, собирали сведения для партизан, то есть были партизанскими разведчиками.
Возвращаясь к Третьему рейху, стоит отметить, что никакого единого общего органа, который бы руководил всеми церковными делами на оккупированной территории, у нацистов не было. Из Берлина поступали только общие распоряжения.
Если говорить об открытии церквей на нашей территории, то это стало происходить только после 1943 года. Но! Те церкви, которые были открыты немцами в 1941 году, после прихода Красной армии советской властью не закрывались, они оставались действующими. Оставался и священник. Правда, в зависимости от поведения.
Также стоит отметить, что те священники, которые были награждены советскими наградами, орденами, медалями, достаточно успешно начинали делать и церковную карьеру. Например, знаменитый партизанский разведчик, кавалер медали «Партизану Отечественной войны» I степени Федор Пузанков, который был назначен благочинным Порховского округа.