Найти тему
1,9K подписчиков

Что такое эпоха Возрождения? Или Ренессанс? или нет, Гуманизм?

156 прочитали
Оценка эпохи Возрождения в науке не однозначна: одни считают эту эпоху переходной от средневековья к Новому времени, другие считают ее самостоятельной.
Таблица Academia-nadezhda. Гуманисты эпохи Возрождения: вверху слева направо: П. делла Мирандола, Томас Мор, У. Шекспир, Ф. Рабле. Внизу: Петрарка, Эразм Роттердамский, Роджер Бэкон, Бокаччо
Таблица Academia-nadezhda. Гуманисты эпохи Возрождения: вверху слева направо: П. делла Мирандола, Томас Мор, У. Шекспир, Ф. Рабле. Внизу: Петрарка, Эразм Роттердамский, Роджер Бэкон, Бокаччо

Оценка эпохи Возрождения в науке не однозначна: одни считают эту эпоху переходной от средневековья к Новому времени, другие считают ее самостоятельной. В среде философов, историков и культурологов ведется спор о Возрождении: была ли эта эпоха самостоятельной или это переход от средневековья к Новому времени.

Рассмотрим в этой статье теоретические концепции эпохи Возрождения.

1. Периодизация эпохи Возрождения:

I. Итальянское или флорентийское, римско-флорентийское Возрождение, чаще называемое Ренессанс:
Проторенессанс (дученто-треченто)– XIII-XIV вв.
Ранний Ренессанс (кватроченто) – XV в.
Высокий и поздний Ренессанс (чинквеченто) – XVI в.
II. Североитальянское Возрождение: XV-XVI вв.
III. Северное Возрождение
IV. Русский проторенессанс

2. Возрождение как переход от средневековья к Новому времени (XIV-XVI вв.)

Черты переходной эпохи были присущи эпохе Возрождения и, как определял переходность великий голландский философ и специалист по средневековью Й. Хёйзенга, что: «Ренессанс придет только тогда, когда изменится тон жизни, когда прилив губительного отрицания жизни утратит всю свою силу и начнет движение вспять; когда повеет освежающий ветер; когда созреет радостное сознание того, что все великолепие античного мира, в который так долго вглядывались, как в зеркало, может быть полностью отвоевано» [1]. Й. Хёйзенга говорит о возрождении античного мира, но тот мир был языческим, а эпоха Ренессанса христианская.

Таблица Academia-nadezhda. Й. Хёйзенга
Таблица Academia-nadezhda. Й. Хёйзенга

Ему вторит Д. Арган, известный итальянский искусствовед, критик, автор многочисленных работ по искусству Возрождения: «XVI век был веком глубокого драматизма и контрастов не только в области религии, политики, философии и науки, но и в сфере искусства: на основе пересмотра всех ценностей в это время возникают идеи, на которых воздвигается здание культуры современной Европы» [2]. Именно рождение современной Европы и современного искусства связывает Д. Арган с эпохой Ренессанса. Отметим для себя вторую черту эпохи - пересмотр всех ценностей. Средневековые ценности были христианскими, религиозными.

Таблица Academia-nadezhda. Д. Арган.
Таблица Academia-nadezhda. Д. Арган.

Л. Баткин, советский и российский историк и литературовед, культуролог, доктор исторических наук, отмечает такую же черту переходности в Возрождении, как и Дж. Арган – смена ценностных представлений: «Ренессансная переходность осуществилась как движение изнутри традиционных представлений, ценностей, общих мест. Как смысловой и структурный сдвиг традиционализма. Отсюда вся ускользающая тонкость разборов, избыточность оценок…» [3]. Именно ценностные изменения эпохи свидетельствуют об изменениях, происходящих с человеком в процессе его развития, отметим ее как третью черту эпохи.

Таблица Academia-nadezhda. Л. Баткин
Таблица Academia-nadezhda. Л. Баткин

3. Эпоха Возрождения как самостоятельная эпоха

Г.К. Косиков, советский и российский филолог, литературовед и переводчик, специалист по истории французской литературы и методологии гуманитарных наук, доктор филологических наук, считает, что Возрождение как «историческая эпоха» не существовала, так как Возрождение нечто иное, как элитарное культурное движение, своего рода локальная культура – гуманизм, который развивался на протяжении XIV-XVI веков в недрах средневековой европейской цивилизации, но не принес – в отличие от той же Реформации – никаких глобальных качественных изменений в жизнь Европы, поскольку сам по своей ментальной структуре был достаточно традиционным.

«Коренной перелом» осуществился, по мнению Г.К. Косикова, не гуманистами в эпоху Возрождения, а Галилеем и Ньютоном, открытия которых ознаменовали начало Нового времени, и заключался этот перелом «…в полном и бесповоротном разрушении... средневекового Космоса и в его замене представлением об однородном, ценностно недифференцированном пространстве – безграничной Вселенной, где все объекты принадлежат к одному и тому же онтологическому уровню и подчиняются не сверхъестественным “причинам”, а вполне естественным законам, познаваемым в эксперименте. В такой Вселенной нет места для идей телеологизма, иерархизма, божественного совершенства, порядка и гармонии. Из нее изгоняются любые элементы антропоморфизма, а человек утрачивает то иллюзорное центральное положение, которое отводило ему религиозно-мифологическое мировоззрение, с тем, чтобы получить новое ценностное обоснование, новое достоинство и новую власть над предметным миром, вытекающие из его реальной природы и познавательных возможностей».[4]

Л.М. Баткин не согласен с такой трактовкой эпохи: «Возрождение называют “переходной эпохой”, но уже в самом словосочетании кроется несообразность. Если “переходность” действительно успевает составить эпоху в истории культуры, выработать неповторимый способ мировосприятия и собственную полнокровную классику, так что продуктивность, цельность и величие переходной эпохи кажутся в известном отношении недосягаемыми последующим, пусть и непереходным, временам, – то сумеем ли мы основательно и тонко понять такую эпоху, делая “переходность” (в тривиальном смысле) ее ключевым определением? Если же мы прилагаем огромный исторический масштаб, интересуясь не столько тем, что собой представляет Ренессанс “изнутри”, сколько его ролью водораздела между средневековой и новоевропейской цивилизациями, то можно и средневековье истолковать как переход от античности к Ренессансу и новому времени. Все это равные величием эпохи, и все они, в конце концов, переходные» [5].

По мнению авторов данной статьи, высказанном и обоснованном в монографии [6],

эпоха Возрождения – одновременно и самостоятельная эпоха, и переходная от средневековья к Возрождению – Проторенессанс, и от Возрождения к Новому времени – высокий и поздний Ренессанс, и переходная эпоха как долгий, затянувшийся переход от средневековья к Новому времени. Ни в одной теории периодизации исторического процесса нет этапа исторического развития общества, который мы назовем Возрождением: Переходная эпоха становится самостоятельной, если переход длится во времени относительно долго.

И о названии:

  • понятие "Ренессанс" (термин французский) употребляется при изучении, описании итальянского искусства;
  • термин Ренессанс не используется при описании искусства Европы, севернее Альпийских гор, так как там не было античного наследия получило название - Возрождение;
  • литературный и философский аспект получает название Гуманизм.

Вывод:

Суммируя, отметим чем эта эпоха отличается от средневековья:
- все великолепие античного мира возрождается,
- пересматриваются все религиозные ценности и
- происходит смена ментальных представлений средневековья, то есть рождаются новые.
Именно эта эпоха порождает современное видение мира, из нее вытекают все достижения в виде идей Нового времени, и проблемы, которые проявляются в ХХ - XXI веках.

В следующих статьях мы рассмотрим подробно периоды эпохи Возрождения в Италии, Северной Европе и на Руси: какие новые ценности рождались, в чем возрождали античность, имена героев эпохи.

Литература:

  1. Хёйзинга, Й. Осень средневековья. / Й. Хёйзинга. М.: Айрис-Пресс, 2002. – С. 395.
  2. Арган, Д.К. История итальянского искусства: в 2-х т. Т. 2. - /Дж.К. Арган.- М.: «Радуга», 1990. – С.7.
  3. Баткин, Л.М. Европейский человек наедине с самим собой. Очерки о культурно-исторических основаниях и пределах личного самосознания. /Л.М. Баткин. – М.: Российский государственный гуманитарный университет, 2000. – С. 609.
  4. Косиков, Г.К. Средние века и Ренессанс. Теоретические проблемы. - В кн.: «Методологические проблемы филологических наук. Литературоведение и фольклористика». М.: Высшая школа, 1987. – С. 230.
  5. Баткин, Л.М. Итальянское Возрождение. Проблемы и люди. /Л.М. Баткин. – М.: Наука, 1989. – С. 32-33.
  6. Бурыкина Н.Б. Понятие "переходная эпоха" как рефлексия исторического процесса в философско-культурологическом аспекте : монография / Н. Б. Бурыкина. Москва : Компания Спутник+, 2009. 326 с.
  7. Больше об эпохе Возрождения в статьях канала:

Понравилась статья - пишите комментарии, ставьте лайки, делитесь статьей, подписывайтесь на канал. Спасибо! С уважением, Academia-nadezhda

Больше интересного на сайте https://www.academia-nadezhda-com.com

Оценка эпохи Возрождения в науке не однозначна: одни считают эту эпоху переходной от средневековья к Новому времени, другие считают ее самостоятельной.-6

#эпоха_возрождения #ренессанс #ранний_ренессанс #северное_возрождение #титаны_возрождения #гуманизм